Новогодние стихи. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимний пейзаж Нина Михайловна АртюховаИзбранные произведения в двух томах: том I

В детстве, на новогоднем празднике, устроенном для малышей, я услышал стихотворение о Деде морозе. Моя мама взяла у организаторов праздника текст стихотворения, с которым я выступил у следующей Новогодней ёлки. Помню его до сих пор. Недавно ознакомился еще с несколькими вариантами этого стихотворения. А самое главное – узнал, кто его автор.
Ею оказалась писательница Нина Михайловна Артюхова, известная в СССР и за рубежом детская писательница Нина Михайловна Артюхова, москвичка (1901-1990). Она написала очень необычное, не похожее на многие предыдущие и последующие стихотворения о Деде морозе. Её стихотворение «Белый дед» хорошо и быстро запоминается детьми, поскольку написано простыми словами и изложено с использованием эпизодов, которые ребёнку легко вообразить.
Создано стихотворение было не позднее 1946 года. Опубликовано в сборнике «Ёлка» в Москве в 1947 году. В 1957 году, в сборник под таким же названием, изданном «Детгизом» в Москве, стихотворение было переиздано. В 1993 году, через два года после ухода от нас Нины Михайловны, были собраны её избранные произведения для детей и подготовлены для издания в двух томах. В издательстве имени Сабашниковых в Москве смогли выпустить в 1993 году лишь первый том.
Диапазон публикаций её произведений для детей широк (повести, рассказы, сказки, стихи, загадки). Произведения были опубликованы: В различных издательствах: Детгиз выпустил сборник "Загадки"; в издательстве "Детская литература" вышла вторая книжка загадок; Детгиз выпустил сборник рассказов "Мяч и песочные пироги"; первая публикация рассказа «Саша-дразнилка» состоялась в Бюллетене пресс-бюро Детгиза; издательство "Детская литература" выпустило сборник рассказов под названием "Большая береза"; "Повести о детях" вышли в издательстве "Советский писатель".
В журналах: "Огонек", "Семья и школа», «Сотрудник", в детских журналах "Мурзилка", "Чиж", "Пионер"; "Затейник". В детских газетах: "Пионерская правда", "Ванька-встанька". В сборниках стихов и рассказов: "Новый год"; "Наше имя - октябрята"; "Стихи и загадки; "Круглый год»; "Снежки; "Елка"; "Сегодня праздник".;"Угадай"; "Большая береза"; «Трусиха»; "Новые соседи"; в сборнике стихов и загадок "Лето"
Многие издания были опубликованы за рубежом. В 1949 году Н. М.Артюхова
была принята в Союз писателей СССР.
Из опубликованных в Интернете вариантов стихотворения Н.М.Артюховой о Деде морозе, все носят название «Белый дед». То стихотворение, которое я знал с детства, называлось «Дед мороз». А первая строка звучала так: «Дед мороз проспал в постели …», в оригинале автора - «Белый дед проспал в постели …».
Публикую стихотворение Н.М.Артюховой «Белый дед» (избр. произв., т.1):
Белый дед
Белый дед проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели,
Что ж не будите меня?

Непорядок во дворе -
Грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги.

И метели налетели,
Застонали, засвистели,
Хлопотали до утра,
Всё убрали со двора,

Все царапины земли
Белым снегом замели.
Рано утром вышел дед,
В шубу новую одет.

Захотел проверить сам
По лугам и по лесам,
Все ли ждут в наряде новом
И его встречать готовы.

Да, - ответили метели,-
Даже зайцы побелели!
Ни былинки на полях,
Ни листочка на ветвях.

Только елочка одна
Да пушистая сосна
Подчиниться не хотят
И зеленые стоят!

Надеюсь, что это замечательное стихотворение Нины Михайловны Артюховой о Белом деде вполне созвучно сегодняшнему представлению о Деде морозе. И, если папы и мамы ознакомят своих детей с этим стихотворением, кто знает, может быть они, так же, как и я будут помнить его всю свою жизнь и передавать его своим детям и внукам.

Александр Долбин

Текущая страница: 1 (всего у книги 28 страниц)

Нина Михайловна Артюхова
Избранные произведения в двух томах: том I

Если ехать высоко
Вступительная статья

В тридцатых годах Чкалов и Громов с экипажами впервые перелетели из Москвы через Северный полюс в Америку без посадки. Помню, как мы (а мне был 8 лет) восхищались героями-летчиками. Сколько же об этих перелетах было написано статей, рассказов, стихов! Но ничто не могло сравниться с четырьмя строчками, сочиненными детской писательницей Ниной Артюховой. Мы повторяли их нараспев, как считалку:


Сан-Франциско далеко,
Если ехать низко.
Если ехать высоко,
Сан-Франциско – близко!

Казалось бы, вот то, чего ждали тогда от детской поэзии, – прославление строя, создавшего героев. Теперь бы что-нибудь такое же классически чеканное и звонкое про товарища Сталина, про рубиновые звезды над Кремлем, недавно сменившие прежних двуглавых орлов… Но ничего равного стихотворению про Сан-Франциско не получилось. А эти четыре строки пережили уже несколько эпох. Бывало, зайдет речь о создании антологии лучших советских стихов для детей, и тут же кто-нибудь спросит: «А „Сан-Франциско“ Нины Артюховой там будет?»

Перелеты через Северный полюс давно стали обычными пассажирскими рейсами, а стишок все так же радует. В чем же дело? А дело в том, что в нем высокое торжествует над низким, добро над злом, мир над враждой, любовь к человечеству над классовой ненавистью и железным занавесом. Оказывается, полюбив его, мы обрадовались еще и победе искусства!

Нина Михайловна Артюхова родилась в 1901 году в семье известного книгоиздателя М. В. Сабашникова, московского купца. Она окончила Московский университет, стала химиком, увлекалась астрономией, вышла замуж за агронома М. Артюхова, с которым познакомилась еще до революции, а в двадцатых годах написала первые рассказы и стала писательницей. Всю жизнь она провела среди детей и внуков, своих и чужих. Не стань она детской писательницей, детство все равно бы осталось одной из главных ее тем.

Детская литература даже в условиях жесткого идеологического контроля долгое время была более свободной, чем «взрослая». Она дала не только приют «взрослым» Пришвину, Зощенко, Катаеву, А. Толстому, Каверину, но и сделала своими классиками, скажем, лирика, юмориста, переводчика английской народной и классической поэзии С. Маршака или литературного критика, культуролога, чьи прогнозы, данные в начале века, полностью оправдались, и исследователя детской психики Корнея Чуковского. Да и многое из классики всех веков ушло к детям.

Впрочем, Нина Артюхова при всех обстоятельствах писала бы такие книги, какие, говоря словами Пушкина, мать позволит дочери читать. Лев Толстой в черновиках к своим статьям об искусстве объявил три чувства, господствующие во «взрослой» литературе, неинтересными: 1) гордость с ее самолюбованием, 2) похоть, 3) горечь жизни. Писатель, которому скучно выражать эти чувства, в конце концов попадет к детям, оставаясь интересным и для взрослых.

Нина Артюхова выросла в семье, все благосостояние, самоуважение и духовная жизнь которой зависели от издания книг для народа. Они должны были просветить ум и дойти до сердца каждого, от профессора до плотника, от гимназиста до деревенского грамотея-пастуха. Издателям братьям Сабашниковым был важен живой отклик на издаваемые ими книги. Его ждала и вся их семья. Вот, наверное, почему Нине Артюховой всю ее долгую жизнь (она умерла в 1990 году) были так важны встречи с читателями, их письма. Писательница Е. Таратута, до войны работавшая в «Мурзилке», рассказывала, как Нина Михайловна приходила в редакцию за читательскими письмами, как радовалась, что дети ей откликнулись.

Все, что она написала, как бы рассчитано на немедленный живой отклик. Может, потому она иногда сочиняла загадки. Ведь любой, прочитав загадку, захочет выкрикнуть ответ и загадать эту загадку кому-нибудь еще. Загадка все привычное для нас делает таинственным, даже паутину в углу:


Рыбак в углу раскинул сеть,
Крылатых рыбок жадно встретит,
И будет сеть
В углу висеть,
Пока хозяйка не заметит.

Все на свете загадочно, хотя бы потому, что про все можно сочинить загадку. Но не только поэтому. Тайны все время возникают перед большими и маленькими героями Артюховой. В рассказе «Бабушка и внук» малыш Володя замечает на картошке будущие ростки. Они, оказывается, потянутся к солнцу, корешки – в землю. «Бабушка, а куда люди тянутся?» – «А люди тянутся друг к другу», – объясняет бабушка. «Человек, – сказано в повести о войне и послевоенных бедах „Белая коза Альба“, – устроен так, что он должен кого-нибудь любить». А не ответ ли это на одну из главнейших загадок бытия?

Мир для писательницы полон чудес. «Каждая весна – это чудо», – говорится в повести «Просто так» о детях, эвакуированных в обезлюдевшую от войны деревню. «Мне одной таинственнее», – говорит девочка, оставаясь на ночь одна с чужим ребенком. Мир остался для Артюховой чудесным и таинственным на всю ее жизнь. Загадки бытия не покидают ее героев. «Что мне всю жизнь хотелось, – делится с внучками дед в рассказе „Уловить мгновение“, – прямо какое-то неутолимое желание! – посмотреть, как распускается цветок и вырастает гриб». Ему почти удалось это сделать, но тайна осталась тайной. Легче, как в детстве, объяснить ее «вмешательством волшебных сил»: ночью прилетает фея и касается бутонов волшебной палочкой.

Среди героев Нины Артюховой много хороших людей. А так как сюжеты ее рассказов и повестей очень интересны («а что дальше будет?»), то читатель, ставя себя на место героя или героини, видит мир с его бедами, радостями и проблемами глазами очень хорошего человека, и это укрепляет в читателе его собственное светлое начало. Он же от природы устроен так, чтобы кого-нибудь любить!

Только в повестях о войне (они в свое время были горячо приняты читателями у нас и за рубежом) писательнице удалось в полную свою силу изобразить и горе, и беду, и тяжкий быт, и внутреннюю силу людей. А потом редакторы на всех уровнях снова начали следить, чтобы в книги не проникало то, что могло бы огорчить читателей, а главное – начальство. Еще в 1987 году, скажем, из сборника моей лирики попытались изгнать упоминания о храмах и все стихи, где встречались слова «честь» и «совесть». В так называемых школьных повестях дети в сотрудничестве со взрослыми должны были, как тогда говорили, бороться за успеваемость, то есть за оценки, за формальные показатели. В ту пору очень любили все выражать в процентах. Главное несчастье – не тот балл в табеле или в классном журнале, главный порок – списывание и подсказка. Артюхова и тут умела придумывать захватывающие ситуации. «Пионер, а списываешь», – произносит таинственный голос в рассказе «Совесть заговорила». Мальчик в ужасе. А это в трубу, которую прокладывают через его комнату, кричат его приятели. Впрочем, писательнице были скучны такие темы и правила и она не писала годами.

В повести «Мама» уже в годы «оттепели» Артюхова рассчиталась с теми, кто мучил и писателей, и читателей, и героев книг, изобразив завуча Ирину Петровну. Вот ей показывают младенца. «Ирина Петровна сказала со сладкой улыбкой: – Очаровательное существо!» Но, замечает автор, «было видно, что она маленьким детям не доверяет, как потенциальным нарушителям дисциплины и будущим снижателям процента успеваемости». Зато своего племянника она выручает из всех неприятностей, пока тот не становится преступником, чуть не убившим летчика, героя войны. Добрейшая и скромнейшая Нина Артюхова прямо-таки ненавидит тех, кто, говоря словами великой Книги, совращает малых сих. В замечательной поэме «Грибное лето» (она публикуется впервые) во время войны солдатская мать в переполненном поезде везет в учебный лагерь сыну и его товарищам мешок сухарей, который она так и не отдала поездным грабителям. Самое страшное, что этих мальчишек сделал преступниками солидный взрослый человек:


Наклонился и вниз глядит
На мешок, чемодан, на меня…
Театральное слово «бандит»
Воплощенным увидела я.
Был огромен, небрит и жесток.
Тем ребятам он мог быть отцом,
Быть любимым учителем мог.

Я даже представить себе не мог, как способна ненавидеть Артюхова тех, кто «имеет власть над еще не окрепшей душой», «а учит насильничать и красть». Такими же бандитами она считает и тех, кто готовит и начинает войны. И она же, роя в начале войны укрытие от бомбежек, мечтала:


О, если б я могла своей рукою
Такую вырыть щель, убежище такое,
Где б дети все, со всех концов земли,
Пока не прозвучит сигнал отбоя,
Пересидеть и переждать могли.

В той же поэме ее как бы ведет звезда, вернее планета Меркурий, противостояние которой, редкое в наших широтах, она мечтала увидеть с шестнадцати лет. Она вспоминает астрономические таблицы и уже в восемьдесят лет мечтает осуществить свою отроческую мечту, которую не забыла и в самый страшный год войны:

Нина Артюхова помнила о своей звезде и не потеряла свою дорогу, вновь нашла ее, как это было с летчиком Костей, героем ее повести «Светлана»: «Сам не помню как, руками нащупал тропинку, нашел роту и до рассвета вывел ее из болот». А какие это были «болота», можно понять по повести «Светлана». Светлане 13 лет, она была в оккупации и вынуждена продолжать ученье с маленькими девочками, ей совестно в столь «поздние» годы вступать в пионеры. И что же? «Она в оккупации жила, ее фашисты научили, вот она и не хочет», – предполагают две ее одноклассницы, отравленные той атмосферой подозрительности, в которой мы жили столько лет. Артюхова сумела и в то время написать правду о времени, и эта правда была высокой и человечной.

Валентин Берестов

СТИХИ
«Сан-Франциско далеко…»


Сан-Франциско далеко,
Если ехать низко.
Если ехать высоко -
Сан-Франциско близко!

Сколько нас?


Отдыхаю в гамаке,
Как большой.
Покачаться в холодке -
Хорошо!
Подошел ко мне Сережа,
На гамак уселся тоже.
Сколько нас,
Сколько нас
В гамаке сидит сейчас?
Сам я – раз,
А с Сережей будет – два!
Опустилась голова,
Ноги кверху поднялись.
Вверх – вниз!
Вверх – вниз!
Мы качались хорошо,
К нам Володя подошел,
Мы ему местечко дали
И опять качаться стали.
Сколько нас,
Сколько нас
В гамаке сидит сейчас?
Без Володи – было двое,
А с Володей – стало трое.
Опустилась голова,
Поднимается трава,
Опускается трава,
Мчится кверху голова.
Подбежали Вадя с Валей,
Тоже сели на гамак,
Оттолкнулись, раскачали,
Раскачали -
Вот так!
Сколько нас,
Сколько нас
В гамаке сидит сейчас?
– Без Володи – было двое,
А с Володей – стало трое,
С Вадей, с Валей – значит пять!
– Не умеете считать!
В гамаке -
Никого!
– Почему?
Отчего?
– Потому что Вадя с Валей
Нам веревку оборвали!
Все лежим под гамаком
Впятером!

Маляры


Приходили утром рано
Два веселых маляра.
Отодвинули диваны,
Притащили два ведра -

И пошла у них работа!
Пляшут кисти взад-вперед.
На полу у них болото,
По стене ручей течет…

Перепачкана рубаха,
В пятнах брюки и пальто -
И никто не станет ахать,
И не чистит их никто!

К двери белая дорога,
Всюду в комнатах разгром…
Подрасту еще немного -
Буду тоже маляром!

Милиционер


Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик!

Проводим новую линию


Проволоку длинную
На сарай закину я,
Плоскогубцами загну
И к воротам протяну.
Вот и все готово!
На цепочке новой
От сарая до ворот,
Как троллейбус, пес идет!

Скворец


На ветке домик деревянный,
А в доме маленький певец.
Он улетал в чужие страны
И вот вернулся наконец!

Кругом снежок порхает редкий,
В оврагах не растаял лед,
А он сидит на голой ветке
И громко, радостно поет.

Поет о том, что лето скоро,
Поет про знойные просторы,
Где он скучал в чужом краю,
О том, как смело и упорно
Над морем бурным, морем Черным
Летал на родину свою!

Апрель


Молодая травка
У калитки в сад,
Под ногой зачавкал
Жидкий шоколад.
Скоро будет жарко
Мне гулять в пальто,
Не надену шарфа
Больше ни за что!
Пахнет нафталином
В комнатах с утра,
Всем рейтузам длинным
Отдохнуть пора.
Пусть моя шубенка
Не пылится зря,
В сундуке, в сторонке,
Спит до ноября!

Одуванчик

Лужи


– Скорей, Володя, побежим
Гулять по лужам голубым!
Вот море целое, а в нем
Высокий отразился дом,
Дверями кверху, крышей вниз…
Под крышу трубы забрались.
Володя! Посмотри на дно:
Открылось там, внизу, окно,
И мама…
сверху нам кричит:
– Володя! Ног не промочи!

Наш живой уголок
I


Галчонок-хромоножка
Барахтался в пыли.
За ним гонялась кошка,
А мы его спасли.
У нас галчонку нравится,
Хороший аппетит;
Когда совсем поправится,
В окошко улетит.

II


Рыбка к сестрам подплывает,
Что-то ловит ротиком,
Будто крылышком взмахнет
Плавником коротеньким.
А в окошке им светло,
Весело в аквариуме.
Мы всегда через стекло
С ними разговариваем!

III


А вот морские свинки
Жуют морковь в корзинке…
Но свинками за что же
Морскими их зовут?
На свинок непохожи
И в море не живут?!

Уехали


В тихом, жарком переулке
Опустевший детский сад.
Прогудит машина гулко -
Стекла чуть задребезжат.

Уж давно ребята в зале
Не смеялись, не играли…
Скучно рыбкам на окне
В непривычной тишине.

Но открылась дверь в передней,
Кто-то входит не спеша,
Ходит в комнате соседней,
Щеткой по полу шурша…

Тетя Маша в светлом зале
Паутинки все смахнет,
Вытирает пыль с рояля,
Все цветы в горшках польет.

Подойдет к окну с улыбкой,
Что-то рыбкам говоря,-
И скучать не будут рыбки,
Подождут до сентября!

До свидания, Москва!


Зеленые вагоны
Стучат: «Прощай, Москва!»
Навстречу лес зеленый,
Зеленая трава.
Веселые березы
Танцуя к нам бегут.
Малюсенькие козы
Пасутся на лугу.
От нас отстали птицы,
Автобус отстает.
И кажется, что мчится
Он задом наперед!
Навстречу дым несется,
Ныряет под мосты,
В лесу на ветках рвется
И прячется в кусты…
Зеленые вагоны
Стучат: «Прощай, Москва!»
Навстречу лес зеленый,
Зеленая трава!

Три стада


Пахнут белые ромашки,
Я лежу на берегу,
Ходят белые барашки
За рекою, на лугу.

А над ними, над ромашкой,
В синем небе, там и тут,
Тоже белые барашки
Потихонечку идут.

А под ними, будто в яме,
В глубине, на самом дне,
Вверх ногами, вниз рогами
Третье стадо видно мне!

Ручеек


Полотенце возьму,
Рубашонку сниму -
И бегом
Босиком
По песку
К ручейку!
Ручеек, ручеек,
Ты широк,
Ты глубок!
Вот я лег
Поперек -
Запрудил ручеек!

Смелые мореплаватели


Качает волной
Матрац надувной.
Мы смело вдвоем
Плывем.
Наташка – матрос,
А я – капитан.
Нас ветер унес
В большой океан,
И вот мы вдали
От земли…
Ни разу на вахте никто не заснул,
К подвигу каждый готов.
Может быть, встретим жестоких акул
И огромных, опасных китов.
Я смело командую: – Полный вперед!
Медузы отстали от нас…
А мамочка наша за нами идет
И подталкивает матрац.

Как высоко


Безоблачно небо – и вдруг облака,
Волнистые, тонкие, ленточкой белой,
Как будто огромная чья-то рука
Рисует и пишет по синему мелом.
Кто в небо стремится вперед и вперед,
Серебряной пчелкой все выше взлетая?!
Не виден уже в синеве самолет.
Осталась барашков курчавая стая.

В лесу


Опять закапал дождь косой,
Зато идти в лесу не колко,
И мягко под ногой босой
Ложатся влажные иголки.
Лягушка смотрит из-за пня:
Боится прыгнуть на меня!
Качнулся колокольчик синий,
Жучок застрял во мху густом,
А на опушке, под кустом,
Веселый мокрый подосинник
Раздвинул мертвую листву
Головкой красной:
– Я
живу!

Светлячок


Летним вечером в лесу
Я фонарик мой несу.
Он не жжется, не дымит,
Он без лампочки горит,
Не приходится опять
Батарейки покупать!
Здесь в лесу, под лопухом,
Я себе устроил дом,
Выйду, стану на виду,
Светлячиху подожду.
В темноте издалека
Пусть увидит Светлячка.
Скажет: – Это муженек
Зажигает огонек,
Чтоб не сбиться мне с пути,
Прямо в домик приползти!

Сережки


Таня с братом на дорожке
Около беседки.
Золотистые сережки
Расцвели на ветке.

У Сережи на ладонях
Бархатные змейки…
– Ну-ка, Таня, ну-ка, тронь их!
Встанем на скамейку!

Таня хмурится немножко,
Ей обидно это:
– Почему цветут «сережки»,
А «танюшек» – нету?

Спокойной ночи!


Пора укладывать ребят,
Их у меня пятнадцать!
Ребята плачут, спать хотят,
Без мамы не ложатся.
Умылся клоун, Мишка лег,
Разделась кукла Катя.
Свинушки лягут поперек,
Втроем в одной кровати.
Матрешек можно на диван.
Прикрою одеяльцем.
В корзину – Вовка Великан
И песик с белым зайцем.
Я уложила всю семью,
Сама сижу на стуле
И деткам песенку пою,
Чтоб поскорей уснули.
И вижу: глобус голубой
Печально так, в сторонке,
С огромной, круглой головой
Стоит на ножке тонкой…
Бедняжка тоже хочет спать!
Он тоже будет сыном!
Земелькой сына буду звать,
К Мишутке ляжет на кровать,
Платком закрою синим…
Вдвоем поместятся они,
Широкая постелька!
Смотри, Мишутка, не столкни,
Не обижай Земельку!
Хороший новенький сынок!
Капризничать не хочет,
Америкой в подушку лег
И спит… Спокойной ночи!

Что кому снится


Зина спит и видит сон:
Комары со всех сторон
Прилетели, сели в ряд
И покорно говорят:
– Если хочешь – нас лови!
Если хочешь – раздави! -
Зина – бац! – по ним рукой!..
Интересный сон какой!

Спит комар, и видит он
Интересный тоже сон:
Зина нос дала сама
И сказала: – Сядь, комар! -
Сел ей на нос без забот,
Звонко песенку поет:
«Как на Зинином носу
С удовольствием сосу,
Никуда не улечу,
Просыпаться не хочу!»

Подрос


Я приехал загорелым,
Нагулялся хорошо.
А в квартире первым делом
К нашей двери подошел:

Живо тапочки снимаю,
Грудь вперед, спина прямая,
Прислонился головой -
И линейку на макушку,
Приложил ее к верхушке:
Честно рост измерил свой.

Закачался, как от ветра,
Гордо поднял кверху нос:
На четыре сантиметра
За шесть месяцев подрос!

Подсчитал – и сам не рад:
Что же будет в пятьдесят?

Зима пришла


Ночью к нам пришла зима,
В белых шапках все дома.
Во дворе и за двором
Белый снег лежит ковром.
Вязнут валенки в снегу,
Даже бегать не могу!

Вышел дворник бородатый
Со своей большой лопатой.
И помочь ему спешат
Много маленьких лопат -
Будут понемножку
Расчищать дорожку.

Мороз


В небе солнышко зажглось,
Просияло радостно.
Ночью дедушка Мороз
Подышал на градусник;
Все в окно хотел взглянуть
И просился в гости к нам…
Посмотри, как низко ртуть:
Двадцать восемь с хвостиком!

Волшебное полено


Было холодно ужасно,
Руки, ноги как ледышки,
Я сидел совсем несчастный
И дрожал без передышки.
Мама в комнату вошла
И сказала: – Вот пила,
Вот полено, вот топор.
Ну-ка, выскочи во двор,
Мне полено распили-ка,
Расколи-ка мне его!
– Я ж замерзну! Холод дикий!
– Не замерзнешь! Ничего.
Делать нечего. Пришлось
Выбираться на мороз,
Громко щелкая зубами,
(Чтобы жалко стало маме!)
Положил свое полено
На ступеньку, у перил,
Придавил его коленом
И уныло запилил…
Но чем больше я пилил,
Прибавлялось как-то сил.
Желтый дождь опилок брызгал,
Пахло лесом и смолой,
Шла пила с веселым визгом,
Щель бежала за пилой.
Думал на две половины
Я полено распилить.
А потом решил, что длинно,
На четыре половины,
На четыре, так и быть!
Вот последний чурбачок
По ступенькам съехал вбок.
А зато колоть дровишки
Было мне совсем легко,
С треском эти коротышки
Отлетали далеко!
Я собрал их всех в мешок,
К маме в кухню приволок.
Удивительное дело:
Печь не топится еще,
И полено не сгорело,
А уже меня согрело,
Прямо стало горячо!

Белый дед


Белый дед проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
– Где вы, вьюги и метели,
Что ж не будите меня?
Непорядок во дворе -
Грязь и лужи в декабре!

И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги,
И метели налетели,
Застонали, засвистели,
Хлопотали до утра,
Все убрали со двора,
Все царапины земли
Белым снегом замели.

Рано утром вышел дед,
В шубу новую одет.
Захотел проверить сам
По лугам и по лесам,
Все ли ждут в наряде новом
И его встречать готовы.

– Да, – ответили метели,-
Даже зайцы побелели!
Ни былинки на полях,
Ни листочка на ветвях.

Только елочка одна
Да пушистая сосна
Подчиниться не хотят
И зеленые стоят!

Какое это дерево?


Лежит на ветках теплый снег,
И дождь блестит, сухой и длинный,
Смотри, какой большой орех!
А рядом зреют мандарины.

Вот белка хвостик подняла,
Кивает нам головкой рыжей.
А дальше, около ствола,
Я даже льва и тигра вижу.

На зайца хищники глядят:
– Рразделим, дрруг, по половинке!
– Не бойся, зайка, не съедят:
Они привязаны за спинки!

Веселый маскарад
Снегурочка


Я – веселая Снегурка,
Поиграю с Вами в жмурки.
Но боюсь напиться чаю:
От горячего – растаю.

Мухомор


На лужайке, возле пня,
Шапочка с пупырками.
Вы не любите меня,
Вот уже зафыркали!
Чем же я
Виноват,
Что меня
Не едят?!

Волк


Девочки, не бойтесь,
Мамы, успокойтесь!
Я не злой, не злой совсем,
Ваших бабушек не съем.
Я живу не в чаще,
Я – не настоящий!

Заяц


Рыжей лисицы,
Серого волка
Зайка боится!
Спрячьте под елку!

Лиса


Я лисичка, хвостик рыжий,
Стану к елочке поближе.
На подарки посмотрю,
Всех сейчас перехитрю!

Тигрята


Затевают игры
Маленькие тигры.
Мы еще не страшные,
Мы – почти домашние.

Кот в сапогах
Красная шапочка


В красной шапочке своей
С серым волком поскорей
К вам пришла на елку.
Не пугайтесь волка!

Русалка


Я живу в реке, на дне.
Хорошо, прохладно мне.
Летом плаваю, ныряю,
А потом на берегу
Полежу, позагораю
И опять нырнуть могу.
А зимой куда мне деться?
Холодно русалочке!
Поиграем в салочки,
Чтобы мне согреться!

Татьяна Родионова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимний пейзаж»

Конспект интегрированного занятия в средней группе

«Зимний пейзаж»

Программное содержание:

1. Рассматривание картины с изображением зимнего пейзажа. Ответы на поисковые вопросы воспитателя. Развивать творческое воображение.

2. Чтение и заучивание стихотворения В. Артюховой «Белый дед». Учить детей выполнять творческое задание к стихотворению.

3. Учить детей рисовать зимний пейзаж. Развивать мелкую моторику рук.

Развивающая среда: картина с изображением зимнего пейзажа, фигурка Деда Мороза, фигурка новогодней елочки.

Оборудование: листы для акварели, краска гуашь, стаканчики, кисточки, тряпочки.

Ход занятия

1. Рассматривание картины с зимним пейзажем:

Какое время года на картине?

По какому признаку вы догадались, что это зима? (Снег).

Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

Назовите снег ласково. (Снежок)

Как мы назовем явление природ, когда снег падает? (Снегопад).

А если снега намело огромную кучу, как мы ее назовем? (Сугроб).

А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает.)

Какой праздник бывает зимой? (Новый год).

Какие сказочные персонажи приходят к детям в Новый год? (Дед Мороз, Снегурочка).

Дед Мороз – сказочный волшебник, у него очень много друзей и помощников.

2. Чтение стихотворения Н. Артюховой «Белый дед»

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

Эй, вы, вьюги и метели,

Что ж не будите меня?

Беспорядок на дворе-

Грязь и лужи в декабре.

И от дедушки в испуге

На поля умчались вьюги.

И метели полетел

Застонали, засвистели.

Все царапины земли

Белым снегом замели.

Рано утром вышел Дед

В шубу новую одет.

Захотел проверить сам

По полям и по лесам:

Все ли ждут в наряде новом?

Все ль встречать его готовы?

Да,- ответили метели,-

Даже зайцы побелели.

Ни былинки на полях,

Ни листочка на ветвях.

Только елочка одна,

Да пушистая сосна

Подчиняться не хотят

И зеленые стоят.

Вопросы воспитателя:

Это сказочное стихотворение? Почему?

Кто же помощники Деда Мороза? (Вьюги, метели).

Что они сделали с природой?

Зачем нужна зима? Для чего она укрывает все снегом? (Чтобы природа отдыхала).

Каким все становиться зимой? (Белым, снежным, нарядным, блестящим).

Что не подчинилось Деду Морозу? Почему? (Зимой и летом одним цветом).

3. Пальчиковая гимнастика. «Зима»

Холодно. Зима. Пальцы мои

Дружно ругают холодные дни.

(Поднести сложенные пальцы ко рту и согревать их своим дыханием.)

Пальчик-малыш жалуется:

«Ой-ой-ой!

Холод-то какой!»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках.)

Указательный палец шепчет тихонько:

«Эх-эх-эх!

А вдруг пойдет снег?»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец на обеих руках.)

Средний палец ворчит:

«Ох-ох-ох!

От ветра я оглох!»

(Сгибать и разгибать средний палец на обеих руках.)

Здоровяк большой палец восклицает:

«Ах-ах-ах!

Жаль, я не в сапогах!

Дайте мне кожух!»

(сгибать и разгибать большой палец на обеих руках.)

4. Рисование «Зимний пейзаж»

Ребята, давайте еще раз посмотрим на картину с изображением зимнего пейзажа.

Обратите внимание какие деревья зимой, какие ели.

Воспитатель предлагает детям нарисовать зимний лес.

5. Подведение итогов занятия, оформление выставки детских рисунков.

Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?

Я - веселая Снегурка,
Поиграю с вами в жмурки,
Но боюсь напиться чаю -
От горячего растаю.

Пусть мечты любые ваши
Сбудутся, сбываются.
Пусть огни на елке нашей
Ярко загораются.

Лепят все снеговика,
Мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он?
Закатали в снежный ком.

Мороз с белой бородой,
С пышными усами,
Как парнишка молодой,
Пляшет вместе с нами.

Посмотрите, Дед Мороз,
Празднично одетый.
Он подарки нам принес,
Пряники, конфеты.

В нашем зале шум и смех,
Не смолкает пение.
Наша елка лучше всех!
В этом нет сомнения.

Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.
Новый год! Ты такой хороший!

За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год.

Затевают звери бал,
Новогодний карнавал.
Ночь, а лесу не до сна,
Светит полная луна.

Бросил ветер по пути
Звезд цветное конфетти.
На поляне маскарад:
Каждый сшил себе наряд.

Нарядился заяц волком,
Притворился белкой еж.
Волк у ели взял иголки,
Стал на ежика похож.

А лиса оделась зайкой:
Ушки, маска на носу.
Вот, поди ее, узнай-ка!
Нарядился лось в лису.
Хор синичек на березе
И сосулек перезвон.
Пляшут звери на морозе,
Бал гремит со всех сторон!

Реки и поля
Холодом покрылись,
Новогодним снегом
По уши умылись.
И стоит береза,
И кружит пурга,
Панцирем мороза
Скована она.
Думает береза,
Думает о том,
Как весною росы
Падали дождем,
Как у речки ясно
Солнышко пригрело
И с какою лаской
На нее смотрело.
И какие были
Летом вечера...
До утра ей снились
Лето и весна.
Утром на рассвете,
В речку заглянув,
Смотрит и не верит -
Захватило дух.
Заиграла искрами
В солнечном луче,
Было видно издали,
Завидно зиме.
Словно мгновение
Счастья и добра
Всем на удивление
Создала зима.

Колокольчик - дили-дон!
Новогодний манит сон.
Этот сон по норкам скачет,
В темноте подарки прячет!

Снится зайчику коробка.
Он развяжет ленту робко
И во сне от счастья - прыг!
Там в коробке - грузовик!

Белка шустрая в дупле
Сладко спит зимой в тепле.
Что же сон под Новый год
Нашей белке принесёт?

Белка-белка, что ты ждёшь?
Та во сне бормочет: - Брошь!
Белке на ладошку
Сон положит брошку.

Спит под ёлкой серый волк.
Он во сне зубами - щёлк!
Волка сон спросить боится,
Что ему такое снится?

Только волк не злой совсем!
Шепчет он: - Я вас не съем!
Снится мне под Новый год
Торт огромный и компот!

В норке тёмной под сосной
Спит колючий ёж смешной.
Колокольчик прозвенел:
- Ёж, а ты бы что хотел?

Улыбнулся ёж во сне:
- Новый год приснился мне!
Добрый Дедушка Мороз
Подарил мне паровоз!

Спит весёлая лисица,
Фейерверк лисице снится.
Спят мышата-шалунишки,
Им подарки снятся - книжки.

Сон прошёлся по домам,
А к утру заснул и сам!
В новогодней тишине
Улыбался сон во сне!

Если рояль старается,
Если мотив нам нравится,
Если мы в танце кружимся,
Значит мы все подружимся.
Зайцы танцуют с мишками.
Тигры и львы — с мартышками,
Пляшут бараны с пугалом,
Кошка под ручку с пуделем.
Слон в полосатом шарфике
Пляшет как-будто в Африке.
Кружится вместе с роботом
Весело машет хоботом.
Вот прибежала курица.
Курица — просто умница,
Всех угощает пряником
И поздравляет с праздником.

1
Мимо ёлок и рябин
Заинька бежит один.
В новой шапке, в белой шубке,
К другу он спешит, к Мишутке,
Держит в лапках серпантин,
Он у зайчика один.

2
Вдруг под елкой слышит: «Ква!»
«Ква» по-лягушачьи «два».
Два пакета конфетти,
И лягушка на пути!
И не спится ей зимой,
Да еще в мороз такой!

3
«Эй, не наступи смотри!» -
Вышел ежик, это три.
У ежонка три флажка
Голубых, как облака.

4
Мышь считает дырки в сыре,
Громко говорит: «Четыре!»
Свечки в дырочки вставляет
И на елку прикрепляет!

5
Говорит волчонок: «Пять!
Елку будем наряжать!
Пять гирлянд красивых, ярких …
Ой, забыли о подарках!»

6
«У меня подарки есть! -
Говорит енот, - Их шесть.
Шесть грибочков в шоколаде
В позолоченной бумаге!»

7
Семь! Лисенок для проверки
Приготовил фейерверки,
Плюс хлопушки, фонари,
И бенгальские огни!

8
Восемь! Белочка на ветке
Раздает друзьям конфетки.
Каждому - орешков восемь
(Собирала их всю осень).

9
А Мишутка косолапый
Сонный весь, сосущий лапу,
Девять шариков принес,
(Летом сделал их из роз).

10
Тут совенок прилетел,
Десять звонких песен спел,
Как веселый соловей,
Про подарки, про друзей,
Про счастливый Новый год
И про дружный хоровод.

Дед Мороз к ним приходил,
Ель нарядную хвалил,
И до самого утра
Веселилась детвора!

Новый Год стучится в дверь!
Открывай ему скорей.
Краснощёкий карапуз -
Твой теперь надёжный друг.

Верно будете дружить,
Вместе будете расти,
Набираться сил, здоровья,
Позабудут вас все хвори.

Приглашай его ты в дом,
Вот раздался бой часов.
Бьют часы двенадцать раз.
Счастье к вам пришло! Встречай!

Ёлка светится огнями,
Сказка рядом… Вот и сани
Заскрипели у ворот…
Кто там? Это Дед Мороз!

С внучкой заглянул на праздник,
Он несёт с собой подарки.
А игрушки, что на ёлке,
Ожили вдруг. Зайцы, гномы,

Куклы, шарики, котята,
Птички, белки и лисята,
Медвежата и ежи…
В пляс пустились шалуны.

Смех, забавы и веселье…
Только гнуться ветви ели.
Кажется, что в самый раз
Ёлке тут пуститься в пляс.

А Снегурочка, девчушка,
Раздаёт гостям игрушки,
Шоколадки, апельсины,
Яблоки и мандарины…

Хвои аромат витает,
За окном луна сияет,
Дивным светом голубым
Все деревья серебрит.

В воздухе кружат снежинки,
Весело сверкают льдинки,
Всё вокруг белым-бело…
Сказку дарит Новый Год.

Ночью в поле снег сыпучий, тишина.
В тёмном небе, в мягкой туче спит луна.
Тихо в поле. Тёмный-тёмный смотрит лес.
Дед Мороз, старик огромный, с ёлки слез.
Весь он белый, весь в обновах, весь в звездах,
В белой шапке и в пуховых сапогах.
Вся в серебряных сосульках борода.
У него во рту свистулька изо льда.
Выше, выше вырастает Дед Мороз.
Вот он вышел из-за ёлок и берез.
Вот затопал, ухватился за сосну
И похлопал снежной варежкой луну.
Зашагал он, закачал он головой,
Засвистал он в свой свисточек ледяной.
Все снежинки по сугробам улеглись.
Все снежинки огонёчками зажглись.

Ночью Дед Мороз колдует,
То завьюжит, то задует,
Реки сковывает льдом,
Покрывает серебром,
А потом идет к домам
И огромной кистью
Он рисует тут и там
Сказочные листья.

Увидала внучка,
Говорит Морозу:
- Дедушка, а можно я
Нарисую розу?

Засмеялся дедушка:
- Подрасти немножко!
Ты ведь не дотянешься
Даже до окошка!
На тебе лопатку,
На тебе ведерки,
Налепи куличиков
Да катайся с горки.

Заплакала Снегурочка,
Уронила слезы,
И в снегу сейчас же
Распустились розы!

Даже Дед развел руками:
- Ну и внучка у меня!
Надо сделать ей подарок
Ради праздничного дня!
И достал он из мешка
Новые снегурки:
- Надевай, скорей, коньки,
Да рисуй фигурки!

Так с тех пор и повелось,
И уж год который,
Дед рисует на окне
Снежные узоры,
А Снегурочка - на льду
Розы да восьмерки,
У нее по технике
Круглые пятерки!

Наталья Федорук
Развивающее занятие по чтению стихотворения о зиме Н. Артюховой «Белый дед» (средняя группа)

Чтение художественной литературы.

. Артюховой

«Белый Дед »

Н. К. Федорук

п. Пограничный

Тема : Чтение стихотворения о зиме Н . Артюховой «Белый Дед »

Задачи : Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста. Развивать образность речи . Внимательно слушать отвечать на вопросы, воспитывать интерес к художественным произведениям.

Развивающие : Развивать восприятие творческие способности. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения снега. (Пальцами рук)

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательно-исследовательская, художественная, продуктивная.

Воспитательные : учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища. Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа : Снегопад, порхает, кружиться, снежинка, кружиться.

Предварительная работа : Наблюдение за снегопадом, рассматривание иллюстраций зимнего леса. Чтение стихотворений о зиме , пальчиковая гимнастика на тему зима.

Оборудование : Иллюстрации снежной зимы, Мнемотаблица «Зима» , комочки ваты. Для коллективной аппликации : Лист голубого цвета, клей, бумага белого цвета. Заготовки шаблоны белых зайчиков , зеленые елочка и сосна.

Форма проведения : совместная деятельность.

Ход занятия:

Организационный момент.

Встали дети, встали в круг

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1. Рассматривание картины с зимним пейзажем :

Какое время года на картине?

По какому признаку вы догадались, что это зима? (Снег) .

Какой снег? (Белый , пушистый, блестящий, холодный, серебристый) .

Назовите снег ласково. (Снежок)

Как мы назовем явление природ, когда снег падает? (Снегопад) .

А если снега намело огромную кучу, как мы ее назовем? (Сугроб) .

А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга) .

Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает.)

Какой праздник бывает зимой? (Новый год) .

Какие сказочные персонажи приходят к детям в Новый год? (Дед Мороз, Снегурочка) .

Дед Мороз – сказочный волшебник, у него очень много друзей и помощников.

Дыхательная гимнастика «Снежинки» (сдувание комочков ваты с ладошки)

Рассказ о признаках зимы по мнемотаблице. Сначало рассказывает воспитатель, затем 2-3 ребенка.

Физминутка «Зима»

Наступила зима. (руки развести вы стороны )

Стало холодно. (обнять себя за плечи)

Ударили морозы (постучать кулачком об кулачок)

Реки покрылись льдом (руки вытянуть перед грудью)

Пошел снег (руки поднять в верх)

Он падал белыми пушистыми хлопьями (плавно опускать вниз)

На землю (Ладошки опустить на колени)

На дома (Руки над головой изображают крышу)

На деревья (руки вверх пальцы раскрыты)

На людей (руки на голову)

Чтение стихотворения : Послушайте стихотворение А . Артюховой «Белый Дед »

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня :

Эй, вы, вьюги и метели,

Что ж не будите меня?

Беспорядок на дворе-

Грязь и лужи в декабре.

И от дедушки в испуге

На поля умчались вьюги.

И метели полетел

Застонали, засвистели.

Все царапины земли

Белым снегом замели .

Рано утром вышел Дед

В шубу новую одет.

Захотел проверить сам

По полям и по лесам :

Все ли ждут в наряде новом?

Все ль встречать его готовы?

Да,- ответили метели,-

Даже зайцы побелели.

Ни былинки на полях,

Ни листочка на ветвях.

Только елочка одна,

Да пушистая сосна

Подчиняться не хотят

И зеленые стоят.

Вопросы после прочтения :

Это сказочное стихотворение ? Почему вы так думаете? О чем в нем рассказывается?

Что сделали с природой вьюги и метели?

(Побуждать говорить словами из текста)

На поля умчались вьюги.

И метели налетели,

Застонали, засвистели,

Все царапины земли

белым снегом замели .

Можно их назвать помошниками Деда Мороза?

Каким стало все вокруг от снега? (белым )

Коллективная аппликация Заснеженной зимы. Как в стихотворении . Дети способом обрывания белой бумаги создают сугробы размещая их внизу листа.

Вспомните, что не побелело от снега?

Только ёлочка одна

Да пушистая сосна

Подчиняться не хотят

И зеленые стоят.

Воспитатель прикрепляет елочку и сосну.

Даже зайцы побелели!

Приклеиваем зайчиков.

Воспитатель зачитывает строки из стихотворений о зиме

Снежок порхает,кружиться.

На улице бело….

Сыплет, сыплет снег охапками.

На дворе зима….

Падает снежинка - легкая звезда.

А за ней вторая, третья- без конца…

Дети рвут на маленькие кусочки бумагу и изображают снег.

Рефлексия : Чтение стихотворения ещё раз . О каком времени года это стихотворение ? Какая картина у нас получилась?

Публикации по теме:

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» (средняя группа) Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» Цель: Формировать представление о культурно-гигиенических навыках. Воспитывать желание.

Интегрированное занятие «Путешествие по сказкам» (средняя группа) Интегрированное занятие «Путешествие по сказкам» средняя группа. Цель: Учить детей отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученных.

Комплексное занятие «Зимняя сказка» (средняя группа) КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «Зимняя сказка» (средняя группа) Грязнова Н. С. воспитатель дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №.

Конспект НОД с детьми средней группы по чтению художественной литературы «Поздняя Осень», стихотворения И. Винокурова «Осень» Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии. Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать.

Конспект организованной образовательной деятельности по чтению стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» 1. Орг. момент Здравствуйте, ладошки, Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топать) Здравствуйте, щёчки, (погладить.