Психология отношений между людьми. Взаимоотношения между людьми — проблемы в отношениях Устанавливаемые взаимоотношения между людьми а

Общаться с окружающими людьми — одно из важных умений, с которым мы сталкиваемся каждый день. Коммуникационный навык приобретается и формируется в детстве, а затем — в зависимости от личного опыта и окружающих людей — преобразуется, совершенствуется или деградирует. Как строить взаимоотношения с людьми не только успешно, но и на взаимовыгодной основе, знает далеко не каждый современный человек. Тут важно обладать не только аналитическими способностями, но и знать, какие существуют правила и секреты этого процесса.

Но все это в первую очередь зависит от самого человека. Кому-то это дается проще, кому-то тяжелее. Проблема взаимоотношения с людьми всегда будет остро стоять в современном обществе, и эту тему никогда не перестанут изучать всевозможные психологи и социологи — а все потому, что это настоящая кладезь новых идей и теорий, которые позволяют узнать больше об обществе в целом, и о каждом человеке конкретно.

Давайте разберем правила и секреты успешного построения отношений с окружающими людьми на основе рекомендаций практикующих психологов.

Три главных секрета коммуникационного успеха

Как говорят психологи, существуют три главных секрета коммуникационного межличностного успеха. Они включают в себя такие аспекты, как:

  • способность слушать и слышать своего собеседника;
  • способность адекватно оценивать собственные способности и роль в жизни контактера;
  • адекватность психологических реакций в ответ на получаемую информацию.

Если вы испытываете проблемы при контакте с другими людьми, то в первую очередь стоит обратить внимание на детство. Бывает даже самые мелкие и незаметные на первый взгляд события становятся причиной серьезных проблем. Очень важно с самого раннего детства учиться находить с окружающими общий язык, что не всегда бывает просто. Но именно благодаря этому мы учимся быть взрослыми и учимся строить отношения с другими людьми. Без подобного навыка прожить в современном мире невозможно: хочешь, не хочешь, а каждый день вы общаетесь с продавцами, соседями, родителями и коллегами.

Способность выслушать и адекватно оценить полученную информацию — самый важный навык коммуникации. Невозможно построить успешные взаимоотношения с окружающими людьми, если не давать именно ту реакцию, которую ожидает увидеть собеседник. Например, подруга, рассказывая о своих проблемах в отношениях с мужчинами, не всегда хочет услышать сожаление и жалость. Чаще всего такой человек ищет моральной поддержки и информацию, которая поднимет самооценку.

Нужно всегда оставаться верной себе, в не зависимости от того с кем вас свела судьба в жизни и на работе. Не пытайтесь произвести впечатление на человека, представляясь тем, кем на самом деле не являетесь — даже маленькая ложь в подобных вещах рано или поздно раскроется. Не старайтесь быть кем-то кроме себя — это лучший способ наладить отношения с другими людьми. Мы всегда чувствуем, когда человек искренен, а когда пускает пыль в глаза. И ваши действия также должны показывать вас как индивидуальность, а не красивую копию чьего-то образа. Делайте и поступайте, так как считаете нужным. При обсуждении того или иного вопроса, стоит быть наверняка уверенной в тех вещах, о которых вы говорите.

Также стоит быть искренне заинтересованной в том, о чем вы говорите с другим человеком. Это наилучший способ познакомиться и подружиться с большим количеством людей. Еще одно важное условие — это уважение и к себе, и к собеседнику. И не скупитесь на комплименты и похвалу — людям очень нравится, когда их заслуги ценят по достоинству и отмечают их действия. Это не только способ проявить свою воспитанность, но и возможность поднять самооценку другому человеку, придать ему уверенности или прибавить энтузиазма в каком-либо начинании.

Основа отношений между людьми — доверие и искренность!

Фундамент и основа любых взаимоотношений — это доверие, без него далеко не уйдешь в современном мире. Доверие возникает только в том случае, если человек уверен в том, что именно вы из себя представляете. Не стоит ставить стены во взаимоотношениях с людьми из-за прошлого печального опыта — несомненно, сделать это очень и очень сложно. Но этот полезный навык только прибавит вам плюсов как личности, очень сильной личности.

Доверие и искренность своих намерений — это прочная основа крепких и длительных отношений между людьми вне зависимости от социальных и гендерных различий!

Следующий принцип гласит: «Говорите, что собираетесь делать. И делайте это». Не стоит давать обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не стоит обещать человеку золотые горы, если вы даже не уверенны в своих силах или не имеете понятия, как это будете делать. Будете человеком слова, и тогда окружающие, несомненно, потянутся к вам. Люди будут знать, что вам можно доверять, что вы целостный человек, который прекрасно знает свои возможности и умело их принимает, и не обращает внимания на зависть и глупость окружающих, он не пытается казаться кем-то другим.

Улыбайтесь как можно чаще и при любых обстоятельствах. Только посмотрите на окружающих. И что вы там видите? Уставшие, раздражённые и нетерпеливые лица людей, которые вечно куда-то спешат или с кем-то ругаются. К ним даже подойти не хочется, не то что разговаривать. Улыбающийся человек сразу привлекает к себе внимание окружающих и инстинктивно вызывает чувство доверия. Улыбка является лучшим аксессуаром для девушки, о чем не забывают нам говорить дизайнеры чуть ли не с самого времени появления моды. Она словно говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливой. Я рад тебя видеть». Только попробуйте, и вы увидите — люди, в большинстве своем, отвечают нам тем же.

Успешные люди в основной своей массе знают о том, как строить взаимоотношения между людьми на различных социальных ступеньках. Это позволяет им мотивировать окружающих на успешную деятельность, поддерживать в трудную минуту и оказывать влияние на поведение сотрудников. Стоит использовать эти правила и секреты для успешного построения межличностных коммуникаций.

При разговоре стоит избегать критики, осуждения или жалости, которые зачастую ничуть не решают проблему, а иногда даже усугубляют проблему. Сами того не замечая вы можете обидеть человека или совсем испортить отношения. Стоит внимательно следить за своей речью и попытаться понять человека, а не осуждать, не зная и не разбираясь в ситуации. Поставьте себя на их место: чтобы вы предприняли в подобной ситуации, какого было бы вам и что бы вы предприняли? А затем вместе с собеседником постарайтесь найти путь или хотя бы разработать несколько возможных вариантов выхода из той или иной ситуации.

И последнее, самое главное правило — это умение промолчать в нужный момент. Именно это качество мы так ценим в других, и хотим, чтобы замечали и ценили в нас. Умение промолчать в нужный момент и выслушать, не перебивая собеседника, располагает людей к более откровенному диалогу, или просто беседе в доброй и спокойной атмосфере.

Дружба и хорошие отношения - это то, о чем мечтают многие. Теплые связи с другими людьми приносят моменты счастья и способны помочь в тяжелые минуты. Но как часто бывает так, что мы, к сожалению, не можем найти общий язык с людьми, даже нормально общаться! А есть и такие люди, после разговора с которыми, нас буквально трясет от злости, ненависти, негодования. Какова психология отношений между людьми? Как построить хорошие отношения в группе, в коллективе, с друзьями мужа/жены, да даже с собственными знакомыми и друзьями? Как научиться легко заводить новых друзей и не терять старых? Ответы на эти и другие вопросы ищите в тексте ниже.

Как странно, на первый взгляд, формируются отношения между людьми : один человек нам очень импонирует и становится другом на всю жизнь, другой - вовсе не нравятся, мы не понимаем и осуждаем его действия, а третий - вообще кажется ненормальным, с которым общаться в принципе невозможно, и между нами может даже образоваться вражда.

Почему так происходит? На чем базируются психология отношений человека? Кажется, что этот вопрос предполагает тысячи ответов, ведь все люди разные, а значит, сколько людей - столько и возможностей построения между ними отношений. Но это не совсем так. Если освоить системно-векторное мышление , то оказывается, что построение личных отношений с другими людьми всегда прогнозируемо и вписывается в постоянную, неизменяемую систему. Зная эту систему, можно легко, буквально с первого взгляда, понимать, что от человека ожидать, с кем будет положительное общение, и что делать, если встретился абсолютно неприятный человек.

Психология хороших отношений

Каждый человек - это сгусток желаний. Мы все постоянно хотим того, что принесет нам радость, удовольствие, счастье, большое или маленькое. Простейшие животные имеют простые желания - хочется поесть, попить, продолжить род и собственно все. Человек же сложнее, у нас есть множество желаний, а не одно или два. И только весь комплекс желаний человека определяет его, то есть придает ему какие-то внешние проявления: он выбирает работу себе по нраву, увлекается определенными занятиями, да даже слушает радио-волну и смотрит программу по телевизору только в соответствии со своими желаниями. Несмотря на то, что кажется, что у людей тысячи и даже миллионы желаний - это не так. Их не так уж много и все они уже изучены.

Чтобы хорошо понимать психологию отношений человека, достаточно изучить всего 8 векторов - все желания складываются в них в точную систему.

Дружба и вообще хорошие отношения складываются только между теми людьми, которых полностью или частично связывают одинаковые желания. Также мы тянемся к тем людям, желания которых комплементарны к нашим или больше наших собственных. А вот те люди, которые имеют контрарные желания, нам неприятны и мы зачастую просто не водимся с ними. А если приходится встречаться, например, работать в одном коллективе, учиться в одной группе, ездить в одном автобусе, жить в одной квартире, то это приводит к напряжению, неприязни. И, как следствие, к постоянным конфликтам, обидам, раздражению, а значит стрессам, психологическому напряжению и психосоматическим болезням.

Например, есть люди, которым очень важно иметь тихую обстановку и они предпочитают молчаливое общество - это люди со звуковым вектором . А есть контрарные им люди с оральным вектором , которые постоянно говорят, часто - очень громко, на темы, приковывающие внимание окружающих. Такие люди вряд ли будут дружить и часто находится в одной компании.

Психология хороших отношений заключается в том, чтобы понимать себя, свои желания. А также понимать других не через себя, через свои ценности, а напрямую - такими, как они есть. Это значит правильно оценивать ситуацию и с одного взгляда определять, какие могут быть сложены отношения с этим, конкретным человеком.

Психология эмоциональных отношений

Коллектив, отношения с людьми - это очень важный аспект жизни любого человека. Причем буквально с пеленок, когда ребенок идет в детский сад, и до самой старости, когда старушки общаются на лавочке у дома, не имея сил и возможности уйти дальше. Именно среди людей мы сами стóим чего-то, наша жизнь наполняется радостью и счастьем. Поэтому одиночество никак не является альтернативой настоящим отношениям.

Если не удается построить хорошие отношения, не стоит отчаиваться. Если друзья иногда разочаровывают нас, мы ссоримся со знакомыми, не понимаем коллег и т.д., это всего лишь подсказка - необходимо разбираться в психологии отношений между людьми.

Психология отношений между детьми и подростками

Между взрослыми и детьми или подростками часто возникают ссоры и раздоры из-за простого непонимания друг друга. И как ни трудно это принимать, но очень часто в таком печальном положении вещей виноваты именно взрослые, а не подрастающее поколение. Мы судим их по себе и допускаем ошибку, ведь в детстве и переходном возрасте психология отношений со сверстниками складывается по-другому.

Если Вас интересует тема психологии отношений между детьми, читайте эти статьи:

Если Вас интересует тема психологии отношений подростков, читайте эти статьи:

Психология дружеских и любовных отношений

Чтобы построить хорошие отношения, чтобы дружба приносила одно удовольствие, чтобы понимать психологию отношений человека, нужно в первую очередь разобраться в себе. Да, да, именно в себе, а не в других. Особенно, это важно, если на пути постоянно встречаются негативные персонажи: драчуны, сплетники, нервные люди или садисты... Все они свидетельствуют, что что-то не так.

Равное всегда притягивает равное. Развитые, реализованные люди, как правило, окружены такими же персонажами. А вот если у нас самих есть какие-то якорьки, проблемы, то и притягиваем мы таких же людей. Так, кожно-зрительные люди в страхах предпочитают держаться вместе, например, ходить в кино на ужасы или прогуливаться по ночному лесу, когда страшно. Такая дружба не приносит настоящего удовольствия, и мы держимся за своих товарищей, скорее из нервного напряжения. Более того, такое общение все больше затягивает в страхи, фобии, зачастую даже виктимное поведение, из которых очень тяжело вырваться. Так, если человек с обидами найдет еще одного человека с такими же обидами, то они могут до конца дней своих сидеть дома и обижаться, причем обиды будут только усугубляться.

Настоящая дружба, хорошие отношения с людьми - это сильнейшее удовольствие, и возникает она не из-за проблем, а совсем наоборот. У кого-то такие хорошие отношения складываются сами собой. Но если их нет, огорчаться не стоит - этому можно научиться.

Чтобы строить отношения с людьми, надо начать с понимания себя

Очень важно самому измениться, понять себя, развиться, тогда в жизнь будут, словно бы притягиваться хорошие люди. Также хорошо было бы с первого взгляда определять, кто подходит нам по мировоззрению, жизненным установками.

Если Вы хотите узнать больше о психологии отношений между людьми, читайте статьи в библиотечке . Кроме того, можно прослушать несколько бесплатных, увлекательных лекций по психологии, которые проходят онлайн (полный курс лекций - платный). Чтобы зарегистрироваться, нажмите на этот баннер:

Будьте осторожны - психология виртуальных отношений

Интернет - потрясающее, новое пространство, в котором можно не только находить информацию, но и строить отношения. Сегодня уже есть масса пар, которые познакомились и провели множество часов вместе именно виртуально. Тут же мы находим друзей, общаемся на форумах и в социальных сетях, обмениваемся новостями и шутками. Именно в интернете см строим качественно новые отношения, забывая о некоторых особенностях психологии виртуальных отношений.

Есть нечто в отношениях, чему мы не придаем значения, но что играет очень важную роль. Это - запахи. Именно по запахам мы интуитивно ориентируемся в людях. Мы говорим, что человек нам понравился "с первого взгляда", хотя на самом деле это произошло именно "с первого нюха". Приглядевшись, мы глазами часто замечаем, что человек не так уж красив, но в тоже время, он нравится нам. А бывает и так, что человек визуально привлекает, но совершенно нам не нравится. Это связанно именно с тонкими, неуловимыми запахами, которые мы чувствуем, но не отдаем себе в этом отчет.


Между людьми всегда возникают какие-то отношения. "У вас есть отношения?" или "Я прекратила отношения с ним!" - это как раз про эти личностные отношения.

Личностные отношения - отношения людей как носителей индивидуального культурного опыта. В жизни это то, что люди называют просто: "отношения".

Такие отношения (свой или чужой, любимый или противный) определяются индивидуальными решениями или эмоциями, сложившимися , и между . Говоря про отношения с кем-то или чем-то, обычно описывают возможности и ограничения, желания и протесты, права и обязанности взаимовлияния.

Личностные отношения - отношения всегда неформальные . Они неформальные не в том смысле, что это отношения вне условностей и без правил, а в том, что кроме правил и условностей, в личностных отношениях есть всегда момент личного: личных взглядов, личного отношения, личных эмоций. Отношения - более глубокий уровень взаимодействия, чем уровень . Может быть живое общение, но не отлаженные отношения, и наоборот.

Налаженные отношения между людьми - основа успешных , поэтому те, кому дорог успех , должны или сами уметь и строить отношения, либо иметь людей, которые будут им это обеспечивать. С другой стороны, бывает чрезмерное, не оправданное интересами , увлечение отношениями: смотри сериалы с бесконечными разборками. Люди склонны заниматься отношениями (отношаться), когда у них нет чем заняться, нет достойного дела . Деловые люди решают задачи, бездельники - занимаются отношениями: создавая проблемы на ровном месте, переживая трудные отношения и героически (или трагически) их решая.

В мире отношений лучше ориентируются и более - , в мире предметов и в деловых отношениях - .

Какой я в отношениях?

Чтобы понять, какие вы в отношениях, полезно ответить самому (самой) и получить на себя обратную связь на следующие вопросы:

  • Внутренне спокойный (тревожный, обвиняющий)
  • Уважающий себя (не верящий в свою ценность)
  • Открытый, доверяющий (скрывающий свои мысли и переживания)
  • Живущий душой и жизнью любимого (тяну внимание на себя)
  • Честный в конфликтных ситуациях (подтасовываю факты в свою пользу)
  • Четкий, дисциплинированный (договоренности не соблюдаю)
  • Деятельный, конструктивный (убегаю в переживания и вешаю проблемы на других)
  • Понимающий (чувствующий) себя и любимого
  • Теплый, мягкий (чаще отстраненный и холодный)
  • Солнечный, ровный (бываю темным, сумрачным и злым)
  • Яркий, разнообразный (чаще скучный и серый)

Отношения и поводок

Поводок - полезная добавка к отношениям, когда и то и другое - инструменты, необходимые элементы для воспитания (детей, сотрудников, других людей). Поводок - дешевле и проще, но опаснее в долговременной перспективе. Отношения сложнее и дороже, но лучше окупают себя в будущем. См.

Везде, где живет и трудится человек, где он общается с другими людьми, у него возникают с ними самые разнообразные отношения: от случайных, незначительных до длительных, устойчивых, от сугубо формальных до дружеских, интимных. Взаимоотношения можно разделить на две группы: официальные (служебные, деловые) и личные (приятельские, товарищеские, дружеские). Деловые отношения обусловлены производственной, учебной, общественной деятельностью и ее социальными рамками: учитель- ученик, начальник-подчиненный, врач - пациент и т. п. Личные взаимоотношения также могут возникать на основе какой-нибудь конкретной деятельности.

Отношения первой группы регулируются правовыми и (в меньшей мере) моральными нормами. Среди моральных здесь играют роль прежде всего те, которые вытекают из требований служебного долга. Личные же отношения регулируются главным образом моральными нормами и обусловлены, как правило, общностью интересов, взаимными симпатиями, чувством уважения. В значительной мере они зависят от личностных особенностей людей.

В реальной жизни эти две группы взаимоотношений резко не разграничены. Так, например, в любом классе существуют две системы отношений между учащимися. Во-первых, система ответственной зависимости , или деловые взаимоотношения (староста, комсорг и т. п.), и, во-вторых, система дружеских, или просто приятельских, взаимоотношений. Эти две системы взаимосвязаны, переплетаются между собой, но полностью не совпадают.

Различны и требования, которые предъявляют друг другу участники того или иного вида отношений, различны и мотивы выбора, например старосты класса или приятеля. Так, староста обязательно должен быть исполнительным, организованным и в достаточной мере требовательным. Популярность же ученика в классе в системе личных взаимоотношений определяется обычно теми качествами и свойствами личности, которые высоко ценятся в данной группе.

От чего зависит популярность ученика в системе личных взаимоотношений класса? Исследования психологов позволили выявить разные параметры, которые влияют на степень популярности того или иного ученика в классе. Это прежде всего особенности личности и характера детей. Так, например, «коллективисты», т. е. ученики, имеющие общественную, коллективистическую направленность, более признаны в классе вне зависимости от занимаемого ими положения в системе деловых взаимоотношений, чем «эгоисты», ученики с эгоистической направленностью. Люди более уравновешенные, спокойные, доброжелательные могут рассчитывать на большее признание себя в коллективе. Естественно, что значимость того или иного критерия меняется с возрастом учеников, неодинакова у девочек и мальчиков. В младших классах большое влияние на положение ученика в классе оказывает его успеваемость, дисциплина, а также внешний вид. В старших классах- это интеллектуальные качества, эрудиция, а иногда сила и ловкость (у мальчиков), внешние данные (у девочек), наличие (или отсутствие) модных и престижных вещей.

Психологами выявлена еще одна закономерность: чем больше ученик ценит свой класс, тем более высокое место он занимает в системе личных отношений, т. е. коллектив как бы возвращает ему его высокую оценку класса. Часто по тому, кто популярен в данной группе, можно судить о ценностях, принятых в ней. Так, в классе, не ориентированном на духовные ценности, могут быть популярны ученики, обладающие престижными вещами.

В основе личных (приятельских, дружеских) взаимоотношений лежит прежде всего симпатия (антипатия) людей, вступающих в такие избирательные, неофициальные отношения. С чем же связана и на основе чего возникает взаимная привлекательность людей?

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились, потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Ну, а что же говорит сейчас наука по этому поводу? Воспользуемся некоторыми данными, которые приводит в своей книге «Межличностные отношения» ленинградский психолог Н. Н. Обозов. Прежде всего следует сказать, что возникновение межличностной привлекательности - это только первая фаза отношений между людьми. Такие отношения называют «приятельскими», они ни к чему не обязывают и могут долго сохраняться, не переходя в более глубокие, интимные отношения - дружеские, любовные. А на вопрос, что притягивает - отталкивает двух людей: подобие, сходство или различие,- нет (и, наверное, не может быть) однозначного ответа; смотря в чем сходство, в чем различие, какова ситуация общения. Результаты многочисленных исследований позволяют выделить некоторые факторы, которые могут способствовать возникновению симпатии - антипатии. Во-первых, большое значение имеет, в какой «обстановке» происходит взаимодействие людей - в ситуации сотрудничества или соперничества. Первая ситуация ведет к росту привлекательности другого человека, способствует возникновению более глубокой и устойчивой симпатии, вторая ситуация, соответственно, снижает вероятность появления межличностной привлекательности. Далее, существенное влияние оказывает совпадение ценностных ориентаций (т. е. центральных, главных интересов, взглядов, принципов, установок). Очень большая роль принадлежит характеру представления человека о самом себе и о другом: это и правильное восприятие положительных и отрицательных черт характера, сходство в оценке главных и различия в оценке второстепенных качест в в представлениях о себе и т. п. О том, насколько неоднозначно влияние сходства - различия для возникновения и сохранения чувства симпатии - антипатии говорят следующие данные.

Сочетания в дружеских парах Сочетания во взаимоотвергающих парах, испытывающих неприязнь и антипатию
1 Нормативный и слабо ориентированный на нормы 1 Пара одинаково нормативных
2 Пара с одинаковой мотивационной напряженностью 2 Пара с разной мотивационной напряженностью
3 Озабоченный и озабоченный или беспечный и беспечный 3 Озабоченный и беспечный
4 Пара с одинаковой утонченностью или реалистичностью 4 Утонченный и реалистичный Тревожный и уверенный в себе
5 Пара с одинаковой степенью тревожности 5
6 Пара с одинаковой эмоциональной и поведенческой неустойчивостью 6 Эмоционально зрелый и эмоционально неустойчивый в поведении

Так же неоднозначно влияние сходства - различия в темпераментах людей. Как известно, особенности нервной системы и, соответственно, особенности темперамента существенно влияют на характер общения. Так, например, свойство подвижность - инертность следующим образом сочетается с особенностями общения.

С подвижным типом нервной системы С инертным типом нервной системы
1. Быстрота установления социального контакта 1. Медленность установления социального контакта
2. Изменчивость, неустойчивость контактов 2. Постоянство отношений
3. Быстрота реагирования на поведение общающегося человека 3. Замедленность реакций на поведение общающегося человека
4. Инициативность в образовании отношений и в общении 4. Низкая активность, инертность в установлении контактов
5. Широта круга общения 5. Узость круга общения

Если сравнить соотношение особенностей темперамента людей в дружеских парах (т. е. там, где симпатии друг к другу устойчивы и глубоки) и взаимоотвергающих парах (с устойчивой антипатией), то выявится достаточно сложная и неоднозначная зависимость. Наиболее широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента дают меланхолики: они могут хорошо дружить и с сангвиниками, и с флегматиками, и с себе подобными меланхоликами. Антипатии чаще возникают в парах холерик - холерик, сангвиник - сангвиник, но ее практически не бывает в парах флегматик- флегматик.

Таким образом, даже эти краткие сведения показывают, что межличностная привлекательность, которая является необходимым условием появления и сохранения приятельских, дружеских взаимоотношений, возникает в силу весьма разнообразных причин, находящихся друг с другом в сложных сочетаниях. Поэтому можно твердо сказать, что ни одна из особенностей человека (и тем более ни одна из сторон его темперамента) не является препятствием для установления дружеских взаимоотношений, для нормального, удовлетворяющего человека общения с другими людьми.

Отношения между людьми в процессе взаимодействия различны:

  • Я и Другой - Мы (если многое связывает).
  • Я и Он (если связей мало).
  • Я и Другой -Свои (если способствуем улучшению друг друга и хотим стать ближе).
  • Я и Другой - Чужие (если делаем друг другу хуже и хотим отдалиться).

Это четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познакомиться с ним поближе» или «Он мне симпатичен», это значит, что вы выбрали отношения «Он Свой».

Часто отношения развиваются таким образом: Он Свой - Мы Свои - Мы Чужие - Он Чужой.

Он Свой (человек нравится вам, вы рады видеться с ним чаще), вдруг обнаруживаете, что не можете быть порознь: Мы Свои. Однако чем крепче связи, тем более зависимыми вы начинаете себя чувствовать, выявляются взаимные недостатки, начинается борьба за влияние - свое возвышение или принижение партнера. И если ваши отдельные Я окажутся сильнее, чем Мы, то они победят, а в отношениях наступит стадия - Мы Чужие. Вас по-прежнему связывает очень многое, но одному - тесно, другому - обидно, поэтому оба невольно пытаются отдалиться, иногда совсем разорвать отношения - Он Чужой. Таким образом, завершился цикл: рост - расцвет - увядание.

Известны три координаты значимого отношения: Мы-Он, Свой-Чужой, Вы- Ты. Их можно обозначить иначе: «близость-отдаленность», «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение» или «дистанция», «валентность», «позиция».

Я и Другой:

  • Вы, если он влияет на меня сильнее, чем я на него.
  • Ты, если я влияю на него сильнее, чем он на меня.

Мы с Вами Свои - это тип отношений, который необходим для гарантии их прочности. Оба открыты влияниям, охотно идут навстречу взаимным просьбам и желаниям, не требуя «стать таким, как хочет другой». Тогда отношения не стареют, не увядают. В этом случае совместная жизнь свободна от борьбы за влияние, а если и появляются разногласия, то Мы оказывается сильнее личных Я. Именно поэтому в отношениях с самыми значимыми для нас людьми не возникает отчуждения. Не переходя на стадию Мы Чужие, отношения продолжают развиваться в направлении Мы с Вами Свои. Перспективы взаимоотношений существенно зависят от исходной установки на установление общности Вы или Ты, т. е. готовности видеть в партнере достоинства (Вы) или несовершенства (Ты).

Когда человек чувствует угрозу быть отверженным, возможны различные варианты общения:

  • заискивать, чтобы другой человек не сердился;
  • обвинять, чтобы другой человек считал тебя сильным;
  • рассчитать все так, чтобы избежать угрозы;
  • отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет.

Заискивающий миротворец пытается угодить, никогда не споря, соглашается с любой критикой в свой адрес. (Внутри он ощущает себя ничтожеством, не представляющим ценности: «Я без тебя ничто», «Я беспомощен».)

Обвинитель постоянно ищет, кто виноват. Он диктатор, хозяин, который без конца упрекает: «Если бы не ты, все было бы хорошо», всем видом показывает: «Я здесь главный», но глубоко внутри чувствует: «Я одинок и несчастлив».

Расчетливый «компьютер» очень рассудителен, не выражает никаких чувств, кажется спокойным, холодным, собранным, живет под лозунгом: «Говорите правильные вещи, скрывайте свои чувства. Не реагируйте на окружающее».

Отстраненный человек , что бы ни делал, что бы ни говорил, не связан с тем, о чем говорит или что делает собеседник. Он отстраняется от неприятных и трудных жизненных ситуаций, старается ничего не замечать, не слышать, не реагировать, а внутри себя чувствует: «Никто обо мне не заботится, здесь мне нет места», «Мое существование одиноко и бессмысленно».

Любая из этих моделей общения способствует поддержанию заниженной самооценки, ощущению собственного ничтожества. Но есть и эффективный способ реагирования - быть уравновешенным, гибким. Этот вариант общения гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе, интонации, честному и открытому выражению своих чувств и мыслей. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств. Совсем иной, например, обвиняющий тип, когда человек, чувствуя свою беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.