Что такое бейц масло для дерева. Изготовление морилки своими руками: рецепты народных умельцев

При прозрачной отделке мебели поверхностное окрашивание древесины применяется для:

  • 1) изменения натурального цвета древесины и придания ей желаемого цвета и оттенка;
  • 2) устранения разнооттеночности в окраске деталей и получения одинакового цветового тона изделия;
  • 3) получения более темного тона.

Во всех случаях окрашивания не следует закрывать текстуру древесины, а наоборот, ее нужно усиливать.

Кроме поверхностного окрашивания, при котором красители проникают в толщу древесины на глубину - 0,1-0,5 мм, различают глубокое окрашивание (глубокая пропитка), происходящее при нагнетании раствора красителя при высоком давлении в поры древесины. При этом краситель глубоко (иногда даже насквозь) проникает в древесину. Глубокую пропитку используют при имитации простой древесины.

Поверхностное окрашивание древесины носит различные названия, например: крашение (водными растворами органических красителей), морение и бейцевание (морилками и бейцами, т. е. гуминовыми веществами), травление (протравами).

Чаще всего мебель окрашивают гуминовыми красителями и в частности ореховой морилкой.

По внешнему виду ореховая морилка представляет собой черное кристаллическое вещество, легко растворимое в воде и дающее раствор коричневого цвета. Под названием ореховой морилки известна смесь инфузорной земли с основным красителем. Существуют различные смесовые красители, выпускаемые под названием «бейц» и «морилка».

Кроме гуминовых красителей для поверхностного окрашивания древесины применяют водорастворимые органические синтетические красители - прямые, кислотные и основные.

Прямые или субстантивные красители отличаются способностью непосредственно окрашивать древесное волокно. К ним относятся: прямой желтый, хризофенин, прямой яркооранжевый, прямой красный светопрочный, прямой бордо, прямой коричневый К, прямой коричневый 2>К и, другие.

Кислотные красители хорошо окрашивают древесное волокно в присутствии кислот. К ним относятся: кислотный оранжевый светопрочный, кислотный красный С, кислотный бордо, метаниловый желтый, эозин и др.

Основные красители лучше окрашивают древесное волокно в присутствии дубильных веществ. К ним относятся: аурамин, родамин Ж, родамин С, основной коричневый и др.

Для окрашивания органические красители растворяют в воде, нагретой до 80°, в концентрации 0,03-1%. Поверхность древесины увлажняют водой, а затем при помощи тампона, губки или кисти наносят приготовленный раствор красителя. Стулья, этажерки и другие виды брусковой мебели окрашивают окунанием или распылением. Окраску гуминовыми красителями производят тампоном, кистью и окунанием. Глубина окрашивания гуминовыми красителями составляет 0,3-0,4 мм, а синтетическими - около 0,1-0,3 мм.

Несколько сложнее окрашивание протравными и хромовыми красителями. Предварительно на волокне древесины наносят протравы в виде солей алюминия, хрома и железа, а затем наносят водные растворы красителей. При этом, в результате химического взаимодействия между протравой и красителем, на волокнах появляется лак определенного цвета, отличающийся своей прочностью.

Желтая кровяная соль, медный купорос, хлористая медь и некоторые другие неорганические протравы способны сами по себе или в присутствии дубителя в древесине окрашивать ее в определенный цвет. Раствор марганцевокислого калия (3-4-процентный) окрашивает древесину в красновато-коричневый цвет, раствор хромпика - в желтый цвет, раствор железного купороса - в серый цвет и т. д.

Протравой является и газообразный аммиак, так как он, воздействуя на танин и на дубильную кислоту, прочно окрашивает древесину в коричневые тона.

Порозаполнение (грунтование, мастичение) призвано:

  • 1) заполнить поры древесины для сокращения расхода лака и получения равномерного и сплошного покрытия и
  • 2) создать грунт, имеющий хорошее сцепление (адгезию) непосредственно с древесиной и с последующими слоями лака.

Поры заполняют прозрачными или полупрозрачными материалами, так называемыми грунтовками, мастиками и порозаполнителями, с тем чтобы текстура древесины не была закрыта. Материалы для заполнения пор состоят из связующего вещества (столярного, казеинового клея, олифы, масляного лака, смоляного раствора и др.) и наполнителя (каолина, тяжелого шпата, талька, мела). Такие порозаполнители называют бесцветными. При добавке к ним небольших количеств минеральных или органических пигментов (охры, умбры, пигмента алого и др.) или жирорастворимых красителей (жировой красный, жировой коричневый и др.) получают цветные порозаполнители.

Цветными грунтовками и мастиками можно, кроме порозаполнения, одновременно окрасить древесину в требуемый цвет или под определенную породу, тогда отпадет необходимость в крашении (морении), сушке и шлифовании, т. е. значительно упростится технологический процесс отделки.

Олифу в чистом виде применять в качестве грунтовки нецелесообразно, так как в глубине пор может происходить окисление масла с выделением летучих веществ, разрушающих пленку покрывного лака. Олифу можно применять только в смеси с наполнителем.

Воскование поверхности перед лакированием в настоящее время применяют редко.

Воскование производят восковыми массами, представляющими собой растворы натурального или искусственного воска в растворителях (скипидар, бензин, уайт-спирит).

При изготовлении массы на натуральном пчелином воске берется 30% воска, а на церезине, парафине или другом искусственном воске берется 60% воска и 40% растворителя.

Воскование не обеспечивает надлежащего заполнения пор, что вызывает большой расход лака для получения глянцевой поверхности.

1) столярную грунтовку № 238 (ОСТ 3180) -смесь минеральных и связующих веществ и наполнителей. Рецептура и виды столярной грунтовки приведены в табл. 31.

По техническим условиям столярная грунтовка должна иметь остаток на сите с 3200 отв/см2 не более 1 % через о-6 часов после нанесения образовывать мягкую матовую кленку, а через 12-16 часов-твердую, но не хрупкую пленку;

2) бесцветные мастики, изготовляемые по следующей рецептуре (в процентах):

3) грунтовки и мастики, предложенные ЦНИИМОД и приготовляемые на мебельных предприятиях (табл. 32):

Масляные грунтовки изготовляют, растирая мел и пигменты с олифой на краскотерочной машине. Полученную густотертую пасту разбавляют с остальной частью связующего, т. е. с лаком, олифой, сиккативом и растворителем. Грунтовки рассчитаны на длительное хранение.

Казеиновая и масляные грунтовки применяются при отделке мебели спиртовыми лаками и нитролаками;

4) порозаполнители: клеевой, олифный, масляный (табл. 33)

5) бесцветные и цветные порозаполнители, применяемые при отделке мебели спиртовыми лаками, нитролаками, а также при располировке спиртовыми политурами (табл. 34).

Все указанные выше порозаполнители необходимо изготовлять на месте за 1-2 дня до употребления. Целесообразно во время приготовления составов, а также при загустевании разбавлять их 10-15% уайт-спирита, т. е. до получения рабочей консистенции.

Каолиновый порозаполнитель на основе лака ЯП-1 (раствор плавленого янтаря в уайт-спирите) отличается высокой водоупорностью и с 1952 г. используется на мебельных предприятиях местной промышленности.

Цветными порозаполнителями с успехом заменяют две ранее применявшиеся операции: окрашивание (морение) и воскование.

Порозаполнитель, изготовленный на лаке ЯП-1 и наполнителе, по техническим условиям должен высыхать через 4 часа и иметь вязкость по вискозиметру ВЗ-4 не менее 20 секунд. Порозаполнитель наносят на поверхность изделия тампоном и втирают в поры древесины. Во избежание засыхания порозаполнителя и образования полос при последующем лакировании необходимо через 5 минут после его нанесения протереть поверхность сухим тампоном для удаления избытка порозаполнителя.

Морилка для дерева (также бейц ) - это специальный материал, как правило, в виде жидкости. В процессе морения наносится на обработанную древесину для придания ей определенного цвета, как правило - цвета иной породы дерева. При этом состав не образует поверхностную плёнку, а проникает на некоторую глубину, окрашивая саму древесину, за счёт чего текстура дерева остается видимой в отличие от краски и эмали . Также, зачастую, морилкам придают и деревозащитные свойства. Водные морилки могут не обладать деревозащитными свойствами, в то время как морилки на основе растворителей и спиртовые практически всегда защищают дерево. Существуют бесцветные морилки, не окрашивающие древесину и обладающие исключительно свойствами деревозащиты и грунтовки.

Виды морилок

Морилки бывают на водной основе (водоразбавимые), на основе растворителей (нитроморилки), на основе воска, на спиртовой основе. Различные производители поставляют морилки в виде жидкого концентрата, готового раствора, либо в виде порошка.

Технологии нанесения

Растирание

При растирании морилку наносят на древесину, а затем равномерно растирают её по всей площади, таким образом получается покрытие с ярко выраженной текстурой древесины. Этот метод нанесения морилки очень красиво выглядит на пористых породах древесины. В этом случае лучше подходят морилки с относительно длительным временем сушки.

Напыление

Цвет морилки подбирается на несколько тонов светлее, чем это необходимо и затем с помощью краскопульта (краскораспылитель) морилка наносится на древесину. Распыление используется, когда необходимо получить более ровную текстуру, чем при растирании.

Размазывание тампоном, валиком

Жидкую морилку наносят валиком либо специально подготовленным тампоном, если площадь нанесения невелика. Этот способ обеспечивает более равномерное нанесение, чем при помощи кисти, помогая избежать разводов. Тампон подготавливается вручную: вата оборачивается чистой тряпкой.

Нанесение кистью

Кистью наносится жидкая морилка за неимением тампона либо краскопульта . При нанесении кистью покрытие в один слой даёт цвет относительно более глубокий, чем при иных способах нанесения.


Представляю вам - БЕЙЦ ПОЗИТИВНЫЙ, производство фирмы Акриланас (поставщик Арс-хобби)


Информация с сайта производителя :
Позитивный бейц-морилка на водной основе для окрашивания деревянных поверхностей. Выделяет структуру дерева и придает цвет.

Способ применения. Губкой или кисточкой покрыть поверхность бейцем. Просушить в течение часа. Бейц можно наносить в один или в несколько слоев. После нанесения дождаться полного высыхания. Покрыть лаком, чтобы бейц не мигрировал (не проникал в верхние слои краски) при дальнейшем декорировании поверхности.
Для получения эффекта состаривания покрыть деревянную поверхность бейцем. Через час нанести светлую краску. При мигрировании бейц неровно окрасит последующий слой краски. Для усиления эффекта мигрирования протереть мокрой губкой места, где необходимы ярко выраженные потертости.
Мои впечатления - интересное старение для работ в стиле Прованс, Кантри. По сути это та же морилка, но более глубокого проникновения и к тому же обладает свойством миграции в вышележащие слои краски. Сверху лучше покрывать белой краской, от разницы в толщине слоя краски зависят получаемые разводы. Более интересный эффект при нанесении на массив дерева с ярко выраженной структурой, последующая миграция бейца очень хорошо её подчеркивает. Покрывать сверху НЕВОДНЫМ лаком, иначе бейц начинает усиленно мигрировать и может сильно изменить полученный эффект старения. Однако если очень хорошо просушить работу (желательно пару дней), то такой сильной миграции не происходит и можно покрыть водным лаком, но сразу просушить феном.
Примеры выкраски с разными цветами:

На каждой дощечке виден чистый цвет, затем выкраски белой краской в один, два и три слоя. Лучше всего бейцы смотрятся на массиве, хорошо видна структура дерева, на фанере хуже.

В тему покажу эксперимент с синим бейцем. На браш с обжигом наносила синий бейц жирно, на полностью высохший бейц сухой кистью белую краску. Очень интенсивно лез сиреневый цвет. Высушила. Прошлась шлифмашинкой, и снова сухой кистью белую краску. После шлифмашинки добавила зеленую патину









Источник: http://salon-dekorа.ucoz.ru

Если вы вскрыли древесину морилкой, то это позволит ей долго сохранять текстуру, при этом изменив цвет изделия. Изменив цвет, вы получите из плохого сорта древесины, качественную имитацию ценной породы.

Если сравнивать процесс морения и процесс окраски, то существенное различие только в одном, когда вы морите, то рисунок древесины не закрывается красителем, он наоборот, начинает проявляться четче и ярче. Стоит помнить, что древесные волокна и поры, впитывают влагу по-разному, значит, структура будет контрастной. Вспомним, что летняя часть годичного слоя у дерева, по определению гораздо плотнее весенней. А значит при окраске рыхлые слои древесины, будут впитывать больше красящего вещества, а соответственно они будут чуть темнее, если сравнивать их по цвету с плотными слоями. Если вы предварительно обработаете поверхность, то нанесенная вами морилка, будет глубоко проникать в поры, однако при этом она не будет их закупоривать.

Не думайте, что морилка будет одинаково красить любую древесину, ведь каждое дерево неоднородно по структуре и при этом они имеют различный состав химических веществ. На цвет древесины, будет влиять возраст дерева, а также где будет располагаться проморенное изделие и т.д. Прежде чем начать морение, помните, что смолистые деревья, практически не впитывают морилку, то есть вы, вряд ли сможете изменить природный окрас древесины. То есть если вы все-таки решили изменить цвет древесины хвойного дерева, сделайте предварительно обессмоливаниё. Также морилка впитывается по-разному в зависимости, от того, как была окрашена древесина, вдоль или поперек волокон. Например, равномерно морилку очень хорошо впитывает именно влажная древесина, она и прокрашивается быстро, и проникновение морилки вглубь тоже идет интенсивнее. Из этого следует, что предварительно дерево лучше увлажнить.

Морилка может продаваться двух видов, готовая и в виде порошка. Если вы приобрели порошкообразную морилку, то воспользуйтесь инструкцией по использованию, единственный нюанс - это дистиллированная вода, в которой лучше всего разводить морилку. Если у вас нет дистиллированной воды, то вы можете взять обычную воду, но добавьте в нее одну чайную ложку питьевой соды, чтобы сделать ее мягче. В зависимости от того, нужна вам темная окраска или светлая, определитесь с концентрацией раствора морилки. И еще, если после того, как вы развели морилку, и раствор получился мутным, то вам придется профильтровать морилку с помощью бумаги, ваты или плотной ткани.
Морилку наносится на изделие вручную, но в некоторых случаях можно воспользоваться распылителем. Если вы хотите, чтобы морилка впитывалась в дерево глубже, вам стоит немного прогреть ее. Поверхность, которую надо обработать, нужно сильно смочить морилкой, после чего быстро разровнять ее вдоль волокон. Не дайте появиться потекам, потому что избавиться от них очень трудно. Когда вы будете обрабатывать вертикальные поверхности, старайтесь наносить раствор снизу вверх, а не как обычно сверху вниз.

Сейчас бейц - это единственный краситель коричневого цвета, это если говорить про естественные красители, но его без проблем можно заменить, для этого существует масса синтетических красителей. После проведенных исследований, было доказано, что подойдут любые синтетические краски, которые используются для шерстяных и хлопчатобумажных тканей. И напоследок, помните, что морилка не является защитой для деревянных поверхностей, защитить дерево от гниения или старения, может только лак или специальное масло.

Дерево - один из самых доступных и распространённых материалов в нашем быту.

Состав морилки

Химический состав морилки образован из двух частей - основы и колера.

При нанесении состава на деревянную поверхность основа проникает вглубь, увлекая за собой частицы колера.

В дальнейшем основа может полностью связываться с древесиной или испаряться.

К испаряющимся основам относят водную и спиртовую. К связывающим - акрил, воск и масла. Как правило, морилка для дерева, цена за которую не очень высока, приготовлена на водной основе:

  • Основа морилки может быть простой и сложной. Современные технологии на химическом заводе позволяют делать морилку достаточно прочной, долговечной и использовать те основы, которые раньше не применялись вовсе. Вообще же изготовить морилку и сымитировать при помощи неё благородную породу древесины для многих столяров прошлого было очень выгодно. Поэтому существует целый ряд кустарных рецептов приготовления морилки. Действительно же хорошие рецепты держались в секрете.
  • Вторая часть, которая является непременным компонентом морилки - это краситель. Именно он определяет конечный облик поверхности. В качестве красителя используют как естественные, так и искусственные материалы. Из естественных в самодельных морилках часто использовали луковую шелуху, составы на основе канифоли, крепкий раствор кофе и другие красители. Искусственные красители намного интереснее, так как позволяют получить большую гамму цветов.

Как определить подходящую морилку для дерева и где её купить? Как правило, качественная морилка стоит достаточно дорого - дороже, чем просто для древесины. Приобретать её лучше всего в специализированных магазинах, использовать продукцию известных фирм.

Ведь, если сделать некачественное покрытие - можно испортить всё изделие, так как она проникает достаточно глубоко в слои древесины.

Часто в состав её входят дополнительные вещества, например, закрепители, которые препятствуют выгоранию колера на солнце и разрушению вследствие истирания. Также часто можно встретить вещества, которые образуют тонкую плёнку на поверхности дерева, дающую глянец и предохраняющую её от царапин.

Как использовать, чтобы поверхность выглядела хорошо

Чтобы нанести морилку качественно, достаточно следовать довольно простой инструкции:

  • Поверхность дерева тщательно шлифуется, удаляются все царапины, рытвины и механические повреждения.
  • Для получения качественной текстуры, которая будет видна под морилкой, рекомендуется обрабатывать поверхность не шкуркой или другими абразивами, а циклевать.
  • Поверхность древесины очищается от пыли и загрязнений.
  • Подготавливается морилка в соответствии с инструкцией от производителя. Лучший результат получается, если морилку предварительно подогреть.
  • В случае работы со спиртовыми составами необходимо открыть все окна в помещении во избежание неприятного запаха.
  • Состав наносится на поверхность древесины при помощи губки, кисти, валика. Удобнее всего пользоваться губкой.
  • В некоторых случаях производят полировку поверхности сразу после нанесения.
  • Поверхности дерева дают высохнуть. Сушка обычно производится естественная.
  • Производится обработка дополнительными составами или нанесение последующих слоёв морилки, если это нужно.

Лучше всего приобрести морилку в несколько большем количестве, чем это необходимо, и если для обработки будет использоваться несколько бутылок, желательно перед этим смешать их все вместе. Делается это потому, что составы и цвет морилки от партии к партии и даже от одной бутылки к другой могут немного отличаться.

Перед нанесением на поверхность изделия нужно опробовать морилку на небольшом кусочке древесины из той же породы. Если результат устраивает - обрабатывают изделие также, как обрабатывали до этого пробный образец.

Дополнительные составы, с которыми используют морилку

Всего существует два дополнительных способа декоративной обработки изделий, покрытых морилкой - это покрытие изделия лаком и полировка при помощи различных политур.

Политура сама по себе может содержать в своём составе окрашивающие составы, которые изменяют цвет морилки, создают дополнительную игру и подчёркивают фактуру древесины.

Однако полировка потребует от мастера-мебельщика большого искусства.

Гораздо проще нанести поверх морилки защитный лак или лазурь. Они продлят срок службы дерева, однако фактура древесины будет выглядеть не так естественно. Впрочем, если использовать качественный лак, то древесина, покрытая морилкой, получит дополнительный шарм и непосвящённому станет практически невозможно отличить настоящее благородное дерево от сосны или ели, покрытой слоем морилки.

Дополнительно поверхность древесины может обрабатываться составами против гниения и составами против насекомых-древоточцев. Необходимо учесть, что эти составы могут изменить цвет морилки. Поэтому лучше всего изначально приобрести морилку с защитными свойствами.

Уход за изделиями, покрытыми морилкой

Изделия, которые покрывают морилкой, требуют того же ухода, что и обычная древесина. После окончательной сушки поверхность обработанной древесины можно протирать слегка влажной тряпкой, пылесосить, удалять пыль. Применять какие-то химические вещества для очистки поверхности нежелательно.

Как наносить морилку на дерево — можно узнать из видеоматериала:

Морилка

мори́лка — краситель, как правило, растворимый в воде, используемый для поверхностного окрашивания деревянных изделий. Морилка, или бейц , известна с XIX в. под названием «кёльнская земля». Это рыхлая перегнойная земля, незначительные залежи которой были обнаружены в окрестностях немецкого города Кёльна. «Кёльнская земля» легко растворялась в воде, придавая ей сочный коричневый цвет, хорошо окрашивала бумагу и другие.весину. Однако запасы «кёльнской земли» оказались ограниченными, и со временем были разработаны заменители натурального бейца. Ныне бейц, получаемый из угля и нефти, является единственным естественным красителем коричневого цвета. Используется для поверхностного крашения древесины «под орех» без химического взаимодействия с веществами, содержащимися в самой древесине. Поверхностное крашение морилкой отличается от обычного окрашивания древесины масляными и иными красками тем, что морилка не закрывает природный рисунок дерева, а наоборот, выявляет его, текстура древесины становится контрастнее, сочнее. Обусловлено это тем, что рыхлые, пористые слои древесины впитывают морилку лучше и становятся темнее, чем более плотные, мелкопористые слои. Практически не впитывает морилку смолистая древесина, она почти не меняет своей природной окраски. Среди многочисленных пород дерева наиболее подходящей для окрашивания морилкой «под орех» является древесина берёзы, особенно с мелкими сучками и извилистым расположением волокон. Годится также древесина ели и бука.

Наиболее распространена водорастворимая морилка. Бывает в продаже в виде порошка или жидкости, готовой к употреблению. Разводить морилку надо в мягкой воде — дождевой, речной, снеговой. Если вода из городского водопровода, в неё надо добавить питьевую соду (1 чайная ложка на 1—2 л кипячёной воды) либо 1%-ный раствор нашатырного спирта. Концентрация раствора морилки 5—30 г на 1 л воды, в зависимости от того, темнее или светлее требуется окраска. Интенсивность окраски зависит также от способности древесины впитывать раствор. Окраска получается более ровной, если древесину предварительно слегка увлажнить.

На горизонтальные поверхности морилку сначала наносят вдоль волокон древесины, затем поперёк волокон и в заключение опять в направлении волокон. На вертикальные поверхности морилку следует наносить снизу вверх во избежание попадания брызг на ещё не покрытые участки, где от этого могут образоваться пятна.

Древесина лишнего не впитывает, поэтому поверхность её увлажняют морилкой с избытком, остатки морилки удаляют кистью или тампоном. При крашении водорастворимой морилкой волокна древесины расправляются, поэтому после высыхания поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой с лёгким нажимом. Продолжительность сушки окрашенной водорастворимой морилкой древесины 15—24 ч. Сухую окрашенную поверхность неплохо протереть суконкой или каким-либо другим подобным материалом, чтобы удалить не впитавшиеся в поры древесины сухие частицы красителя. Свежеокрашенные поверхности древесины выглядят темнее, чем после высыхания, поэтому сначала рекомендуется сделать пробу.

Применяются также морилки на основе органических растворителей (например, спиртовые), готовые к употреблению. Спиртовая морилка не вызывает выпрямления волокон древесины, так что дополнительное шлифование после неё не нужно. Время сушки в этом случае 15—30 мин, то есть намного меньше чем при обработке водорастворимой морилкой. Морилка, содержащая растворители, склонна к образованию разводов. Это можно предотвратить, если поверхность древесины заранее слегка увлажнить тёплой водой. Древесина на торцах изделия (заготовки) обильно впитывает морилку, что делает её намного темнее; чтобы избежать этого, надо торец сначала увлажнить водой.

В качестве красителей для прямого поверхностного крашения, кроме морилки, можно использовать почти все синтетические краски для шерстяных и бумажных тканей, меха, шерсти, кожи.

Часто морилкой ошибочно называют красители для протравного крашения древесины. При внешне сходных результатах протравное крашение, однако, отличается от поверхностного покрытия морилкой более высокой свето- и водостойкостью, а также тем, что более плотная и тёмная летняя древесина окрашивается сильнее, чем рыхлая и светлая весенняя часть годовых колец. Особенно заметно это у сосны и ели.

Протравные красящие составы, или протравы, не являются самостоятельными красителями, они вступают во взаимодействие с дубильными кислотами древесины, образуя окрашенные соли, которые и придают древесине определённый цвет. Больше всего дубильных кислот в древесине ореха, дуба, каштана, ольхи, ивы; эти породы лучше других поддаются протравному крашению. Древесина берёзы, бука, сосны, ели и липы практически не содержит дубильных кислот; поэтому перед протравной окраской древесину этих пород следует обработать водным 1,5%-ным раствором пирогалловой кислоты или тонина.

В качестве протравных красителей часто используют марганцовокислый калий, железный купорос, двухромовокислый калий, а также практически все краски для тканей, шерсти, меха, кожи (как и при прямом поверхностном крашении). Их употребляют в виде 1—5%-ных водных растворов. Для приготовления растворов соли и красители растворяют в мягкой воде, подогретой до 80°C, раствору дают отстояться, не взбалтывая, и сливают в чистую посуду. На поверхность изделий протраву наносят так же, как и морилку; небольшие изделия и заготовки можно целиком погружать в раствор.

Ниже приводятся рецепты некоторых растворов для протравного крашения древесины:

Берёзы — в светлый жёлто-коричневый (золотистый) цвет

Железный купорос…………………………… 40 г

Хром коричневый или оранжевый.…… 10 г

Вода………………………………………..………. 1 л

Бука — в оливковый цвет

Железный купорос………………………….. 20 г

Зелёный синтетический краситель …….10 г

Вода………………………………………..………. 1 л

Бука и дуба — под чёрное дерево

Нигрозин……………………………………..…… 50 г

Вода……………………………………………..…… 1 л

Дуба, берёзы и бука — в коричневый цвет

Коричневый синтетический краситель… 1 г

Морилка………………………………………..… 10 г

Вода……………………………………………..…… 1 л

Сосны, ели — в коричневый цвет

Коричневый синтетический краситель… 3 г

Уксусная эссенция…………………………..… 3 г

Алюминиевые квасцы……………………… 10 г

Вода…………………………………………….…… 1 л

Берёзы и бука — под красное дерево

Медный купорос………………………………. 50 г

Вода (первое окрашивание)…………..…… 1 л

Жёлтая кровяная соль……………………… 100 г

Вода (второе окрашивание)…………..…… 1 л


Энциклопедия «Жилище». - М.: Большая Российская энциклопедия . А. А. Богданов, В. И. Бородулин, Е. А. Карнаухов, В. И. Штейман . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "морилка" в других словарях:

    Морилка - Морилка: Морилка специальное устройство для умерщвления насекомых, применяемое при сборах в энтомологические коллекции. Морилка краситель для древесины. Морилка (приток Холыньи) … Википедия

    МОРИЛКА - МОРИЛКА, морилки, жен. (спец.). Едкая жидкость, которою пропитывают поверхность обрабатываемого дерева с целью окраски (в мебельном деле, в карандашном и др.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова