Корабли утонувшие из за течений. Затонувшие корабли, которые видны сквозь толщу воды. Сказочный плавающий лес, Австралия

Черное море было судоходным с древнейших времен. Суда разных культур и народов: гребные, парусные, из дерева и металла, транспортные и военные, уже не одно тысячелетие бороздили черноморские просторы.
И во все времена, по разным причинам, будь то штормы или войны - последним пристанищем множества судов становилось морское дно.

Уже более тысячи лет назад Черное море было оживленным торговым путем, из за трудностей с навигацией, древние греки прозвали его "Негостеприимным", многочисленные античные галеры, груженые ценными товарами, амфорами с маслом и вином, тонули, застигнутые штормом, не успев укрыться от непогоды в спасительных бухтах.
Морские сражения во все времена оставляли после себя горящие остовы кораблей, навсегда уходящие под воду. Сколько их? Не знает никто...

Затонувшие корабли всегда будоражили воображение людей. И не только историков, археологов или кладоискателей. Человека по природе своей, тянет ко всему загадочному. Судьбы затонувших кораблей, их гибель, тайны которые они забрали с собой, таинственные загадки истории, которые до сих пор остаются неразгаданными - все это интересно людям.

Еще совсем недавно, побывать на затонувшем корабле, могли позволить себе только соответствующие водолазные организации, это было технически сложно. Сегодня, подводное снаряжение можно купить в любых спортивных магазинах, а пройти необходимую для погружений подготовку и сертификат дайвера можно за относительно небольшой срок.

3d панорамы затонувшего корабля в р-не Анапы

Не все погибшие суда лежат глубоко, известные затонувшие корабли Черного моря покоятся на глубинах от 10 до 45 метров. Эта глубина вполне доступна для подготовленного подводного пловца.

Погружение на затонувший корабль, безусловно, очень опасное приключение. Лучше ограничиться внешним осмотром объекта, это само по себе зрелище завораживающее, внутрь корабля соваться не стоит.
Для неопытных, недостаточно подготовленных и без специальной экипировки дайверов, затонувшее судно может стать смертельной ловушкой. Торчащие куски ржавого металла, опасная паутина из рыбацких сетей и лесок, вероятность обрушения потревоженной палубы - лишь малая часть опасностей, подстерегающих излишне любопытных экстрималов. Даже учтя все возможные моменты, внутри корабля можно просто потеряться.

Черное море бережно хранит свои трофеи, затонувшие объекты довольно неплохо сохраняются. Например, на сбитом в годы войны и пролежавшем на дне около 70 лет фронтовом бомбардировщике до сих пор свободно вращается на турели крупнокалиберный пулемет, открываются и закрываются створки технического отсека, а номер на корпус как будто нанесен совсем недавно.
Найденные и представляющие интерес для осмотра затонувшие объекты на Черном море, это в основном корабли и самолеты времен Великой Отечественной войны.
Только на участке Черного моря, от Керченского пролива до Новороссийска, потоплена не одна сотня кораблей, и сбито множество самолетов с обеих воюющих сторон. Действия наших войск на суше поставило Германию в полную зависимость от морских перевозок. Вдоль побережья к Новороссийску постоянно шли немецкие конвои из траспортных судов и десантных барж (БДБ), в сопровождении боевых кораблей, прикрываемые с воздуха "фоккерами" и "Мессерами", везли боеприпасы и живую силу. Их встречали яростным огнем наши деды. Неся потери, советские штурмовики «Ил-2» топили конвой за конвоем.
Они так и остались, там, море уровняло всех, приняв под свой саван.

А сколько кораблей, подводных лодок и самолетов пропало без вести! Многие из обнаруженных на сегодняшний день судов нанесены на навигационные карты под названиями, которые им не принадлежат. Все основывается на сопоставлении примерных совпадений, дат, никем не подтвержденных координатах. Представьте, что может стать с судном после попадания в него авиабомбы или обстрела из крупнокалиберных береговых орудий, да еще если оно везло боеприпасы. От корабля остается только набор днища и разбросанные на большой площади дна куски корпуса.

Находят что либо на дне Черного моря, за очень редким исключением, случайно. Вроде, и место известно, и в архивах информация совпадает, очевидцы есть, клянутся что своими глазами все видели. Организуется экспедиция, за ней вторая, третья - прочесывается дно, прощупывается эхолотами - нет ничего.
В поиске затонувших кораблей достоверная информация поступает только от рыбаков - зацепили или порвали сети, знают что рельеф дна в этом районе ровный, песок да ил, и вдруг зацепка - отметили на карте, сообщили дайверам. Так был обнаружен штурмовик "Ил-2", пароход "Кола" и "Гордипия"...

Координаты из архивов, как правило не верны, а существуют просто потому что так положено. Видимо, в разгар морского сражения у моряков были более важные дела, чем определять местоположение, да еще и вражеского корабля - потопили и слава Богу!

Не все корабли, скрытые под толщей воды, везли в своих трюмах золотые слитки и сундуки с драгоценностями. И не всегда от затонувших кораблей веет романтикой. В большинстве своем, лежащие на дне Черного моря суда - это молчаливые напоминания о страшной войне…

На фото: В районе Анапы, останки затонувшего деревянного парусного судна, длиной около 23 м, шириной по миделю 6,5 м.

На фото: В районе Анапы, затонувший корабль "Гродипия".

Фотографии

В наше время самые известные или самые крупные затонувшие корабли, покоящиеся на дне морей и океанов, интересуют не только археологов, но и авантюристов всех мастей, искателей кладов, да и просто любопытных туристов. В каждом остове затонувшего корабля таится его история, они позволяют заглянуть в разные глубины прошлого и увидеть то, что столетиями покоится на дне, не тронутое человеком. Жизнь давным-давно покинула эти суда, но они могут поведать о страшных картинах катастроф и последних её мгновениях. В ООН подсчитали, что на дне мирового океана сейчас покоится огромная флотилия из 3 миллионов затонувших кораблей. Причинами катастроф были штормы, войны, антропогенные факторы, а некоторые суда затапливались целенаправленно.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

1. «Титаник»

На момент своей постройки перед Первой мировой войной это был крупнейший лайнер на планете. Но «непотопляемый» корабль не смог завершить даже свой первый рейс, столкнувшись в 1912 году с айсбергом и затонув в 370 милях юго-западнее Ньюфаундленда. «Непотопляемость» «Титаника» не смогла ничего противопоставить мощи природы, а его размеры были смехотворными в сравнении с размерами повстречавшейся ледяной глыбы, что и предопределило катастрофу, в которой на дно морское отправились 1517 пассажиров всех классов и возрастов.
Столкновение с айсбергом явилось следствием халатности или некомпетентности управлявших махиной моряков, которые слишком рано уверовали в непотопляемость «Титаника». Поскольку затонул корабль на большой глубине, то его обломки обнаружили лишь в 1985 году в результате долгих поисков. Сейчас это место охраняется ЮНЕСКО. Условия среды быстро разрушают останки корабля. От утонувших пассажиров осталась разве что обувь, а морские обитатели идеально обглодали их кости. Что касается самого судна, то над его разрушением непрерывно на протяжении уже больше столетия трудятся солёная вода и бактерии.

2. «Мэри Роуз»

Судну «Мэри Роуз» около 500 лет. После его постройки английский король Генрих VIII поэтично назвал его «самым чистым цветком из когда-либо плававших кораблей». Но уже год спустя, в 1545 году «цветок» успел поучаствовать в трёх войнах, увеличился в размере и был модернизирован. Ему предстояло сразиться с французской флотилией возле острова Уайт. Но англичане перестарались, нашпиговывая его тяжёлыми пушками, в результате чего он сидел слишком низко в воде, а когда дал крен под воздействием ветра, то черпнул воду нижней палубой и затонул.
Глубина в данном месте была всего 12 метров, поэтому поначалу «Мэри Роуз» было отлично видно с поверхности. Предполагают, что вместе с кораблём на дно ушли примерно 700 матросов. Затем местоположение корабля было потеряно и найдено вновь лишь в 1970 году. В 1982 году британцы подняли обломки судна со дна, восстановили, и теперь его реконструкция выставляется в музее города Портсмут.

3. «Принц Альберт»

Это судно было намеренно затоплено в 1987 году в Гондурасе возле курорта Coco View. «Принца Альберта» использовали в качестве транспорта, на котором беженцев Гражданской войны перевозили из Никарагуа на остров Роатан. После этого долгое время судно стояло в гавани на приколе, постепенно ржавело и погружалось в воду. Поэтому понимавший, что в случае бездействия судно просто затонет у причала, его владелец решил отбуксировать его чуть дальше от берега, где и затопил, сделав заодно отличной достопримечательностью для дайверов.

4. «Донья Пас»


Этот ничем не примечательный паром стал участником самого смертоносного кораблекрушения в истории, в котором в 1987 году погибло 4386 человек. Этот паром построили в Японии, а рассчитан он был на перевозку всего 608 пассажиров. Но на Филиппинах думали иначе, и когда он возле Манилы столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», то вспыхнул пожар. Оба судна затонули в водах Табласа, кишащих акулами. «Донья Пас», который прозвали азиатским «Титаником», покоится на глубине 545 метров.

5. «Аризона»

Этот американский военный корабль, построенный в начале ХХ века, был потоплен при атаке японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. На его остове позже был установлен мемориал. На «Аризону» дружно напали 10 японских бомбардировщиков, которым удалось сделать 4 прямых попадания. Шансов выжить у линкора не было, поскольку одна из бомб угодила в отсек с боеприпасами. В результате произошёл чудовищный взрыв, взрывная волна от которого потушила пламя на горящем невдалеке судне «Вестал».
В этот мрачный для Америки день погибло 1177 моряков «Аризоны», что составляет примерно половину всех жертв той знаменитой атаки на Перл-Харбор. Из затопленного моторного отсека корабля до сих пор ежедневно вверх всплывают пузыри машинного масла, образуя на поверхности радужные пятна, которые демонстрируют отдыхающим на Гавайях туристам.

6. «Республика»

Так назывался американский старинный колёсный пароход, участвовавший ещё в Гражданской войне и затонувший в 1865 году. В последнем рейсе он вёз монеты из золота и серебра, а потопил его сильный ураган. К счастью, пассажиров и экипаж судна удалось спасти, а вот следы его обломков на 140 лет потерялись из вида.
Специализирующаяся на поиске затонувших с сокровищами кораблей компания «Odyssey Marine Exploration» обнаружила «Республику» в 2003 году на глубине 518 метров. Ей достался главный приз - 51 000 американских золотых и серебряных монет, которые в наши дни стоят примерно 180 млн долларов. Кроме того, вместе с обломками были подняты многие ценные артефакты.

7. «Лузитания»

Ещё одно нашумевшее в мире кораблекрушение пассажирского судна. Красивый лайнер «Лузитанию» за скорость называли «морской борзой», но и это не спасло её от страшной катастрофы, произошедшей в 1915 году. 7 мая это судно повстречалось с торпедой, посланной немецкой подводной лодкой. «Лузитания» скрылась под водой менее чем за полчаса, прихватив с собой 1198 человек.
Среди историков есть мнение, что именно торпедирование «Лузитании» дало повод США объявить Германии войну и присоединиться к Антанте. В 1935 году было обнаружено место крушения судна. Там и обнаружилась новая загадка - откуда в корпусе возникла вторая пробоина, что, возможно, и послужило причиной быстрого погружения судна.

8. «Бисмарк»

Немецкий военный корабль «Бисмарк» ценили даже враги, называя его шедевром военного судостроения. Но прожить этому «шедевру» удалось всего 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года британские военные успешно его атаковали. По иронии судьбы крупный и современный «Бисмарк» оказался лёгкой добычей стареньких британских торпедоносцев.
Чтобы военная новинка не досталась врагу, экипаж корабля решил его затопить, а вместе с ним утонули и примерно 2000 моряков. Местоположение «Бисмарка» было определено доктором Р. Баллардом в 1989 году, он лежал на солидной глубине 4700 м. Он же ранее обнаружил «Титаник». На палубе корабля до сих пор видна свастика, а его пушки и сейчас словно целятся в победившего противника.

9. «Андреа Дориа»

Этот красивый лайнер был построен в 1951 году. Судно было роскошным, для каждого из 1241 пассажиров здесь были созданы отличные условия. Плавать бы ему, да плавать, но вот только в июле 1956 года судно попало в густой туман. Видимости практически не было, и экипаж вёл корабль вслепую. Также приходилось делать и шведскому грузовому кораблю «Стокгольм», в результате чего они и встретились в одной точке. Оба судна в результате столкновения получили сильные повреждения, но шведский «грузовик» оказался крепче и остался на плаву, а вот «Андреа Дориа» начала тонуть. Делала она это намного дольше «Лузитании» (11 часов), поэтому всех пассажиров, за исключением погибших во время инцидента, удалось спасти.

10. «Рона»

В акватории Карибского моря возле Британских Виргинских островов на морском дне покоятся обломки старинного почтово-пассажирского корабля «Рона». Он утонул здесь в 1867 году, а причиной стал сильный ураган и шторм, который разломил судно буквально пополам. Корабль находился в тот октябрьский день в гавани Солт-Айленда, но ураган налетел слишком внезапно и был слишком грозен. В результате катастрофы погибли 123 человека, находившиеся на борту судна. В настоящее время, даже находясь на морском дне, этот корабль не может жаловаться на скуку - его сделали местной достопримечательностью, к которой постоянно привозят туристов, увлекающихся подводным плаванием.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Каюты, в которых когда-то располагались пассажиры корабля, теперь являются местом обитания разноцветных рыбок. Стены и приборы обросли кораллами и водорослями. Фантазия дополняется трюмами, которые заставлены сундуками с золотом. Речь идет о затонувших кораблях.

Они привлекают не только ученых, но и любителей загадок, искателей сокровищ, дайверов, обычных туристов. Благодаря некоторым затонувшим судам портовые города развивают у себя туристический бизнес. Воды каждого моря могут похвастаться затонувшими кораблями.

«Марс»

Начать стоит с важнейшей археологической находки, которой стал легендарный флагман военно-морского флота Швеции. «Марс» был создан в 16 веке, он вмещал восемьсот человек и сто семь орудий. Из-за сильного впечатления на тех, кто его видел, корабль называли «Несравненным».

Шведский король возлагал на него большие надежды во время Семилетней войны. Но он был потоплен в бою в Балтийском море.

Затонувший корабль обнаружили только в 2011 году. Он находился на глубине семьдесят три метра. Причиной потопления стал взрыв, который унес жизни одной тысячи человек, включая шведов и любекцев. Именно моряки Любека взяли судно на абордаж и хотели его разграбить. На нем было обнаружено несколько серебряных монет. Исследователи предполагают, что оно направлялось в немецкие земли для вербовки людей на военную службу. Но узнать это наверняка невозможно. Также до конца неизвестно, почему такой грозный корабль был захвачен.

Предположение о том, что у него отказал руль, не подтвердились. Специалисты заверили, что он сохранился даже под водой. Возможно, на борту взорвалось одно из тяжелых орудий, что привело к пожару и панике. Подтверждает такие догадки и то, что был последующий взрыв, из-за которого погибло много моряков.

«Мари Роуз»

Одной из основных достопримечательностью Портсмунда является судно «Мари Роуз». Город привлекает туристов затонувшим кораблем, который стал музеем. Он был создан в начале 16 века при Генрихе Восьмом. Даже его название связано с Тюдорами. Мари - имя сестры Генриха, а роза - символ династии.

После усовершенствования судно смогло вмещать девяносто одно орудие, четыреста членов экипажа. Но это и стало причиной затопления. Случилось все в проливе Те-Солент в 1545 году. Судно накренилось из-за порыва ветра, заполнилось водой через орудийные отсеки. Из четырех сотен человек выжило всего тридцать пять моряков.

В 19 веке судно стало видно из-за изменения уровня воды в проливе. В 1982 году англичанам удалось поднять корабль по частям. Его собрали в Портсмунде и создали музей. Так он стал памятником затонувшим кораблям и отличной иллюстрацией жизни моряков того времени.

Загадочное судно 18 века

На дне Финского залива был обнаружен затонувший корабль. Сделан он из дерева, относится к 18 веку. Странно то, что он не значится в архивах. Наибольшей тайной затонувшего корабля является причина его погружения под воду. Он стоит на дне ровно, не имеет видимых повреждений. Целыми остались даже мачты, которые чаще всего ломаются во время крушения.

Название загадочного судна неизвестно. Выяснить его исследователи до сих пор не смогли из-за отсутствия каких-либо опознавательных табличек.

Благодаря внешнему виду, хорошо сохранившимся мачтам и инвентарю, корабль напомнил ученым судно из комиксов про Дональда Дака. Именно в честь этого героя судно пока называют «Дональд Дак». Исследователи верят, что когда-то смогут разгадать загадку этого корабля.

«Фрау Мария»

Хранят финские воды сокровища затонувшего корабля «Фру Мария». Находится судно на глубине сорок метров. На нем практически нет повреждений. Считается что на борту двадцатиметрового двухмачтового корабля находятся сокровища Екатерины Второй.

В 1771 году «Фрау Мария» покинула берега Амстердама и вышла в Балтийское море. Официальные документы свидетельствуют, что на шхуне перевозилась дипломатическая почта в Санкт-Петербург. Однако на борту находились еще и двадцать картин учеников знаменитого Рембрандта.

Шхуна прошла через Нидерланды, Данию, Швецию. У города Турку она попала в шторм, налетела на скалу. Когда шторм прекратился, моряков с шестью картинами вытащили рыбаки. Остальные произведения искусства, до этого принадлежавшие Брандту из Гааги, остались на дне. Екатерина Великая велела поднять ее сокровища, но это было невозможно.

В 1999 году шхуну обнаружили. На ее груз предъявили претензии две страны - Россия и Финляндия.

Легендарный «Карнатик»

В 19 веке «Карнатик» был современным торгово-пассажирским судном. О нем в своем знаменитом романе упоминал и Жюль Верн. Судьба корабля довольно печальна. Он наскочил на риф в 1869 году в Красном море.

Помимо двухсот тридцати пассажиров, на нем находились сокровища. Затонувший корабль перевозил хлопок, королевскую почту, сундуки с золотыми монетами. Часть груза так и не подняли. Останки судна покоятся на глубине тридцати метров.

Дайверы любят фотографировать трюмы, надеются отыскать золото, часть которого лежит на дне. Загадочные истории, завораживающие виды привлекают драйверов со всего мира на места, где покоятся поврежденные суда. Где же они бывают?

Кладбище у Севастополя

В середине 19 века Россия, не желая пустить в Севастополь англо-французские войска, начала затапливать устаревшие суда. Связано это было с Крымской войной. Всего было затоплено больше десяти судов. Не все они были военным, но сыграли неоценимую роль в конфликте. Их мачты торчали над водой и не позволили флоту противника вторгнуться в российские воды.

В 1905 году в городе открыли памятник затопленным кораблям, который до сих пор там находится. Он посвящен пятидесятилетию Первой обороны Севастополя.

Кладбище на Оркнейских островах

Огромное кладбище затонувших судов появилось в результате Первой мировой. Военный флот Германии уничтожили у берегов Шотландии. Точнее, это случилось у Оркнейских островов. Затонувшие корабли до сих пор находятся там. Приказ об уничтожении дал немецкий адмирал Рейтер. Так пятьдесят военных кораблей не достались противнику после капитуляции Германии.

Всего же на дне британской гавани лежит около семидесяти судов. Некоторые из них неопознанные и неисследованные.

Кладбище у берегов Микронезии

Еще одним островом затонувших кораблей можно назвать Трук. Именно здесь к концу Второй мировой образовалось кладбище военных судов. В результате операции «Хилтон» американская авиация разгромила морские и воздушные силы Японии. С тех пор ими никто особо не интересовался.

В семидесятых годах прошлого века затонувшие корабли привлекли команду Жака Кусто. Был отснят документальный фильм. После этих исследований дайверы со всего мира интересуются военной техникой Японии времен Второй мировой. Тем более что суда прекрасно сохранились. Они хранят память о прошлом военном могуществе Японии.

Человечество научилось строить корабли тогда же, когда возникли первые государства – в 3 тысячелетии до нашей эры. История судостроения насчитывает около 4000 лет, и столько же лет на дне морей и океанов находят последний причал затонувшие корабли. Историки утверждают, что с X века до н.э. и до середины ХХ века н.э. затонуло минимум 3 миллиона судов.

До изобретения парового двигателя более половины кораблей терпело крушение и тонуло в течение 1-2 лет после начала эксплуатации. Гибли гребные и парусные судна и в морских боях, и в штормах, причем чаще катастрофы происходили из-за сильного ветра и бурь. В ХIХ веке, когда во флотах морских держав парусники были заменены пароходами, а люди научились прогнозировать погоду, количество кораблекрушений уменьшилось.

Две мировых войны в ХХ столетии пополнили список тысячами затонувших кораблей - боевыми и вспомогательными судами, грузовыми и грузо-пассажирскими лайнерами и подводными лодками. Затонувшие судна в единичных случаях подымали на поверхность воды и буксировали в порт.

Большинство погибших кораблей навсегда остались под толщей воды. За 4 тысячи лет в мировом океане образовались кладбища затонувших кораблей – участки дна, где лежат сотни судов, потерпевших крушение в разные века.

На подводных кладбищах соседствуют древнеримские галеры, английские фрегаты, пиратские галеоны, американские пароходы и советские боевые корабли. Подобных мест на судоходных маршрутах не счесть, исследователи морских глубин регулярно находят новые затопленные корабли. Мы расскажем о 7 самых больших кладбищах затонувших кораблей из тех, о которых известно сегодня.

1. Карибское море, район Больших Антильских островов

Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.


Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.

В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.


Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.

На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:

  • Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
  • Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
  • Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
  • 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
  • Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.

По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.

2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук

В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.


В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.


По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.

Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.

3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа

Кладбище кораблей в Коралловом море вблизи берегов Австралии не меньшее, чем в Карибском море. Главной причиной гибели судов здесь выступали коралловые рифы, на которые корабли натыкались во время штормов и туманов.


Образовалось это кладбище в эпоху колонизации Австралии Британской империей – в XVIII-XIX веках. И 60% судов, лежащих на дне Кораллового моря, когда-то плавали под британским флагом и перевозили товары, драгоценные металлы и семьи колонизаторов.


Затопленные корабли возле Большого Барьерного Рифа обнаружили в конце XX века. На сегодня исследовано менее 10% судов, лежащих на подводных коралловых рифах Кораллового моря. И наибольшую известность получили следующие найденные корабли:

  • Английский военный фрегат «Пандора», затонувший вследствие столкновения с рифом в 1791 году.
  • Бриг «Swiftsure» (бывший «L‘Inconstant», на котором Наполеон Бонапарт в 1815 г. покинул остров Эльба), напоровшийся на риф и ушедший на дно в 1829 году.
  • 109-метровый пассажирский лайнер «Йонгала», погибший в шторме в 1911 году.

4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл

Плавучий остров Сейбл средневековые моряки называли «пожирателем кораблей». Возле него нашли последний причал 400 пассажирских и торговых судов. По наблюдениям канадских смотрителей маяка на острове в XIX веке здесь тонуло в среднем 2 судна в год. А в XVII-XVIII веках катастрофы случались чаще – парусные корабли не могли противостоять штормам, и их выносило на мель.


Причин массовой гибели парусников и пароходов возле Сейбла две: переменчивая погода и скрытые под водой сыпучие пески. Так как холодное Лабрадорское течение здесь сталкивается с теплым Гольфстиром, погода постоянно меняется, и легкий попутный ветер в считанные минуты превращается в ураган. А дно возле Сейбла неровное и покрытое песками, в которые за 2-3 дня полностью затягивало вынесенные ветром на мель корабли.


Из сотен судов, севших на мель возле Сейбла и погибших в сыпучих песках, самыми известными являются:

  • Английский корабль «Френсис», перевозивший вещи герцога Йоркского и погибший в конце XVIII века.
  • Английское судно «Принцесса Амалия», ушедшее на дно в 1801 году.
  • Пассажирский пароход «Штат Виргиния», затонувший в 1879 году.
  • Французский пароход «Ла Бургонь», затонувший летом 1898 года.
  • Пароход «Крафтон Холл», севший на мель и поглощенный песками весной 1898 года.

5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью

Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.


Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.


К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.

6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил

В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.


Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.

Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.


Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:

  • Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
  • 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
  • Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
  • Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
  • Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
  • Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.

7. Эгейское море, район греческого острова Фурни

Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне. За 2015 и 2016 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища. Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.


Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.

Вот интересный факт: на дне океана находится более трех миллионов затонувших кораблей. Просто задумайтесь об этом. Три. Миллиона. Морских судов. Затонувшие в результате аварии, из-за неблагоприятных погодных условий, или войны, они были разбросаны по океану в течение веков.

Лежащие в своих океанских могилах, эти удивительные затонувшие корабли хранят ценную информацию. Это машина времени, позволяющая попасть в прошлое. Океан настолько огромен, что до сегодняшнего дня обнаружить эти корабли было практически нереально. Сейчас охотники за сокровищами и энтузиасты дайвинга нашли способы преодолеть силу океана.

Новые технологии помогли искателям приключений обнаружить под водой невероятные находки. Останки затонувших кораблей очень популярны среди дайверов. Итак, присоединяйтесь к любителям приключений и познакомьтесь с 25 потрясающими затонувшими кораблями, которые вы захотите посетить.

25. Корабль SS President Coolidge, Вануату

Построенный как роскошный океанский лайнер, корабль SS President Coolidge использовался как десантный корабль с декабря 1941 года по октябрь 1942 года, когда он ушел на дно из-за мины в Эспириту-Санто (Espiritu Santo) у островов Новые Гебриды. Дайверы могут исследовать это гигантское затонувшее судно, опускаясь на небольшую, или на значительную глубину. На корабле было много военного снаряжения, включая гаубичные пушки, грузовик корпорации General Motors или гусеничные машины, которые все еще находятся там.

24. Корабль Um El Faroud, Мальта


Фото: commons.wikimedia.org

Спущенный на воду в 1969 году, корабль Um El Faroud был 10 000 тонным ливийским танкером. После взрыва газа во время ремонтных работ в 1995 году он затонул у берегов Мальты, превратившись в искусственный риф и аттракцион для водолазов. Затонувшее судно стоит вертикально на песчаном дне у юго-западного побережья Мальты, на глубине 18 - 25 метров.

23. Корабль MS Zenobia, Кипр


Фото: commons.wikimedia.org

MS Zenobia был шведским паромом класса Challenger RO-RO, спущенным на воду в 1979 году. Во время своего первого рейса в июне 1980 года он затонул недалеко от города Ларнака, Кипр. Сейчас судно лежит на левом боку на глубине 42 метра и является одним из лучших мест для дайвинга в мире.

22. Корабль USS Scuffle, Мексика


Фото: commons.wikimedia.org

Судно USS Scuffle было тральщиком, построенным для нужд ВМС США во время Второй мировой войны. В октябре 1962 года его продали ВМС Мексики и переименовали в ARM DM-05. Корабль затонул у мексиканского острова Косумель (Cozumel) в 1999 году, и сегодня служит искусственным рифом и дайвинг-аттракционом. С тех пор его называют «Обломки Косумеля».

21. Корабль MTS Oceanos, Южная Африка


Фото: shipspotting.com

Спущенный на воду в июле 1952 года, корабль MTS Oceanos был построенным во Франции греческим круизным судном. Он затонул у восточного побережья Южной Африки 4 августа 1991 года во время шторма, который привел к утечке в машинном отделении и в конечном итоге к потоплению судна. Останки корабля находятся на глубине 92-97 метров, примерно в 5 км от берега. Дайверы бывали здесь, но из-за сильного течения и множества акул нырять к кораблю сложно.

20. Корабль USS Oriskany, Флорида


Фото: commons.wikimedia.org

Прозванный «Мощным О», этот корабль был одним из 24 авианосцев класса Essex, построенных во время или вскоре после Второй мировой войны для ВМС США. В мае 2006 года его специально потопили в Мексиканском заливе, в 37 км от побережья Пенсаколы (Pensacola), штат Флорида. Сейчас это самый большой в мире искусственный риф длиной 274 метра.

19. Корабль SS Thistlegorm, Красное море


Фото: flickr.com

Построенное в 1940 году, судно SS Thistlegorm было британским вооруженным кораблем торгового флота. Оно утонуло из-за немецкой бомбы в октябре 1941 года вблизи южной оконечности Синайского полуострова в Красном море и в настоящее время является популярным местом для дайвинга. На корабле было много грузовиков, мотоциклов, винтовок и других товаров, которые до сих пор находятся там.

18. Корабль HMHS Britannic, Эгейское море


Фото: commons.wikimedia.org

Брат известного Titanic, корабль Britannic должен был стать трансатлантическим пассажирским лайнером. В 1916 году в канале Кеа (Kea) у греческого острова Кеа он подорвался на подводной мине. Спустя всего 55 минут он затонул, а вместе с ним погибли 30 человек. Останки корабля на глубине 122 метров впервые исследовал Жак Кусто в 1975 году.

17. Корабль SS Andrea Doria, Северная Атлантика


Фото: commons.wikimedia.org

Итальянский океанский лайнер SS Andrea Doria был построен в 1951 году. Из всех существовавших на тот момент итальянских судов это было самым большим, быстрым и, как полагали, безопасным. В июле 1956 года SS Andrea Doria столкнулся с кораблем SS Stockholm, удар пришелся в корму. Из тех, кто был на борту лайнера погибли сорок шесть, а на втором корабле – пять. Если бы не слаженная работа других кораблей и отличная связь, то сценарий гибели лайнера был бы очень похож на гибель Титаника.

16. Корабль Bismarck, Северная Атлантика


Фото: commons.wikimedia.org

Этот линкор был назван в честь канцлера Отто фон Бисмарка и построили его для нацистского флота в 1936 году. В мае 1941 года Bismarck атаковали корабли британского флота, и экипаж линкора принял решение потопить корабль, что повлекло за собой большие человеческие потери. Затонувшее судно было обнаружено в июне 1989 года Робертом Баллардом (Robert Ballard) на дне Атлантического океана примерно в 760 км к западу от Бреста на глубине 4 785 метров.

15. Корабль Prince Albert, Гондурас


Фото: pintrest.com

Prince Albert – островной сухогруз, оставшийся неповрежденным, который ушел под воду около острова Роатан (Roatan) в 1987 году. Он лежит на глубине 12-21 метр, а его корпус покрывают кораллы, что делает корабль отличным убежищем для богатой морской флоры и фауны.

14. Корабль-призрак, Балтийское Море


Фото: wordpress.com

Корабль-призрак случайно обнаружил в 2003 году экипаж, искавший шведский самолет, сбитый во Второй мировой войне над Балтийским морем. Последовавшие за этим научные исследования показали, что судно было построено около 1650 года и предположительно было голландским парусным грузовым судном. Поскольку в Балтийском море практически нет приливного движения, а его соленость составляет всего 0,06-0,15%, здесь не могут жить черви, способные разрушить деревянный корпус, поэтому корабль-призрак стал одним из самых древних и хорошо сохранившихся судов в мире.

13. Корабль Titanic, Ньюфаундленд


Фото: flickr.com

Ни один список затонувших кораблей не будет полным без самого известного из них. Его история хорошо знакома каждому: сверкающий новенький , только что сошедший с верфи, отправился в свое первое плаванье из Англии в Нью-Йорк, во время которого 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно всего за несколько часов. Местонахождение затонувшего судна было неизвестно вплоть до 1985 года, когда доктор Роберт Д. Баллард (Dr. Robert D. Ballard) обнаружил его в 595 км к юго-востоку от побережья Ньюфаундленда на глубине около 3 810 м.

12. Корабль Umbria, Красное море


Фото: shutterstock.com

Корабль Umbria строился как пассажиро-грузовое судно, способное перевозить более 2000 пассажиров и 9000 тонн груза, но в 1935 году его приобрело итальянское правительство, которое сделало из судна войсковой корабль. После начала Второй мировой войны корабль, на борту которого было 360 000 бомб, 60 коробок с детонаторами и другие военные запасы, затонул в Красном море. Umbria находится на том же месте, в идеальных условиях, и сегодня судно считается лучшим местом для дайвинга.

11. Корабль L.R. Doty, Озеро Мичиган


Фото: commons.wikimedia.org

Корабль L. R. Doty был большим деревянным пароходом длиной 90 м, который затонул более века назад в сильный шторм на озере Мичиган. Его обнаружили в июне 2010 года, после 112 лет забвения. Он находился на глубине более 90 метров и стоял прямо, а в его трюме все еще было зерно.

10. Корабль MV Rozi, Мальта


Фото: commons.wikimedia.org

Буксир MV Rozi был спущен на воду в 1958 году. В 1981 году его продали компании Tug Malta и переименовали в Rozi, буксир использовался в Гранд-Харбор (Grand Harbour), Валлетта, Мальта. Судно было затоплено в 1992 году у порта Чиркевва (Cirkewwa), превратившись в искусственный риф и популярную достопримечательность. Буксир Rozi стоит прямо на глубине примерно 36 м, и здесь обитают много морских жителей, включая медуз и мурен.

9. Корабль Sweepstakes, Онтарио


Фото: campcrazyphotography.net

Канадская парусная шхуна Sweepstakes была построена в Берлингтоне (Burlington), Онтарио в 1867 году. Она получила повреждение у острова Коув (Cove), а затем была отбуксирована в гавань Биг-Туб (Big Tub Harbour), где в сентябре 1885 года затонула. Остатки шхуны лежат под водой в гавани Биг-Туб на глубине всего 6 метров. Эта шхуна является популярным местом для дайвинга, куда приплывают туристы, дайверы и сноркелеры.

8. Патрульный катер P 29, Мальта


Фото: commons.wikimedia.org

Корабль был построен как минный тральщик Kondor первого класса, а затем в 1997 году его продали Мальте и переименовали в P29, превратив в патрульный катер. После вывода из эксплуатации в 2007 году катер был затоплен в качестве дайвинг-достопримечательности у порта Чиркевва (Cirkewwa).

7. Корабль Cristobal Colon, Бермуды


Фото: flickr.com

Корабль Cristobal Colon – это крупнейший корабль, затонувший у . Этот огромный испанский круизный лайнер достигал 150 м в длину, и у него было три палубы. Судно было построено в 1923 году и курсировало между Нью-Йорком и Центральной Америкой. В октябре 1936 года корабль врезался в коралловые рифы у северного берега Бермудских островов, поскольку капитан неверно интерпретировал вышку связи в открытом море.

6. Корабль Pelinaion, Бермуды


Фото: flickr.com

Греческий пароход Pelinaion был построен в 1907 году, достигал 117 м в длину, а его водоизмещение составляло 4 291 тонну. В декабре 1939 года корабль отплыл из Такоради (Takoradi), Западная Африка, в Балтимор, штат Мэриленд, с грузом железной руды, когда он врезался в мыс St Davids Head у Бермуд. Сегодня Pelinaion лежит на глубине 20 м.

5. Корабль RMS Rhone, Британские Виргинские острова


Фото: commons.wikimedia.org

Пакетбот RMS Rhone принадлежал компании Royal Mail Steam Packet Company. В октябре 1867 года он потерпел крушение у берегов Солт-Айленда(Salt Island), одного из Британских Виргинских островов, причиной гибели судна и 123 человек стал ураган. В настоящее время это самое популярное место для дайвинга в Карибском бассейне.

4. Русский корабль, Красное море


Фото: pintrest.com

Судно, которое знают как «русский затонувший корабль», может быть русским шпионским кораблем Ханка. Затонувшее судно лежит на глубине около 25 м недалеко от острова Забаргад (Zabargad) в Красном море. Если это действительно шпионский корабль Ханка, то он затонул в 1982 году после столкновения с рифом.

3. Корабль Mar Sem Fim, Шетландские Острова


Фото: pintrest.com

На этом 23-метровом бразильском исследовательском судне находилась команда исследователей, снимавших документальный фильм в заливе Максвелл (Maxwell Bay) у Южных Шетландских островов в Антарктиде, когда корабль застрял во льдах. Позже корабль отправили на дно мелководной бухты, где он находится на глубине 9 м, прекрасно сохранившись в арктических водах.

2. Фрегат 356, Карибское Море


Фото: alldogssite.com

Фрегат 356 у острова Кайман-Брак (Cayman Brac) в Карибском море, является одним из немногих советских военно-морских судов, затонувших в Западном полушарии. После распада СССР этот военный корабль был передан кубинскому флоту и готовился приступить к службе. После того, как в течение 10 лет его так и не использовали, фрегат купило правительство Каймановых островов, и он был затоплен в 1996 году.

1. Корабль Giannis D, Красное море


Фото: commons.wikimedia.org

Этот корабль, достойный первого места в нашем списке! Длиной 100 м, корабль Giannis D является одним из крупнейших кораблей, затонувших у кораллового рифа Sha’ab Abu Nuhas к северо-западу от острова Шадван (Shadwan) в северной части Красного моря.

До апреля 1983 года греческое грузовое судно перевозило древесину, но на пути из Хорватии в Саудовскую Аравию налетело на риф. Интересно, что у судна Giannis D сначала было совершенно другое название.

Огромный корабль был построен компанией Kuryshima Dock Company of Imabari в Японии. Его строительство завершилось в 1969 году, и корабль назвали Shoyo Maru. Он так назывался вплоть до 1975 года, когда судно продали другой компании и переименовали в Markus. Несколько лет спустя корабль продали еще раз, и в этот раз назвали Giannis D.

Нет сомнений в том, что при кораблекрушении такого судна много чего можно обнаружить. Дайверы смогут найти внутри историю, а также все разнообразие морской жизни, которая считает останки корабля своим домом.